Я училась в третьем классе, и мы все были октябрятами. Гордо носили звёздочки и с нетерпением ждали, когда нас посвятят в пионеры и выдадут долгожданные красные галстуки. Нам казалось это невероятно важным этапом, мы должны были повзрослеть с моментом, когда нам повяжут тот самый пионерский галстук.
И вот в тот самый год, когда вот-вот уже, вместо галстуков выдали джинсы и сказали, что так лучше. Мы, дети тогда ещё, не поняли своего счастья и сильно обиделись. Джинсы были нужны подросткам и молодым обалдуям, а нам, третьеклассникам, были необходимы галстуки. Нам говорили: скажите спасибо, гладить не надо этот галстук каждый день, и вообще, можно ходить в школу, в чём угодно. Нам было не понять.
Мы и в самом деле ходили, в чём попало. И не потому, что нам так нравилось, а потому, что у родителей не было денег ни на что приличное, и нас одевали, во что придётся. И бог с ним, жуткие лосины можно было пережить.
А как пережить отсутствие галстука? Кто-то своевольно лишил нас символа, веры в светлое будущее. Нет, серьёзно, мы ведь верили в светлое будущее. А теперь во что было верить? В бога верить мы так толком и не научились. Многие мои сверстники до сих пор верят в освоение космоса. Ну, так как-то полегче жить, что ли. Когда знаешь, что кто-то из наших бороздит просторы Вселенной. И когда есть, кем гордиться. Поэтому мы до сих пор гордимся Юрием Гагариным.
А ещё мы ждали клятву. Мы думали, что будем гордо её произносить под алым знаменем.
Я клянусь, что стану чище и добрее, и в беде не брошу друга никогда!
Наверное, современным циничным детям это кажется глупостью. Но для нас это была правда и смысл жизни. И все хотели стать космонавтами, а не блогерами.
И самое гадкое, все классы на год старше были пионерами, а мы нет. Мы до сих пор это помним. Что они пионеры, а мы уже нет. Им повезло.
Я не стану описывать ту вакханалию, которая началась в 90-е. Кто не пережил, тот уже, наверное, не поймёт, а кто пережил, тот помнит. Хотя многие стараются забыть, и им это даже удаётся. Речь не об этом. А о галстуках. О символе, который безвозвратно ушёл в прошлое, и которого нам сейчас очень не хватает.