Дом, в котором находится квартира Куинджи, часто называют "Домом художников", так как здесь в разное время жили многие русские живописцы: А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы.
Архип Иванович провёл в этом доме последние 13 лет своей жизни и умер в этой квартире 11 июля 1910 г. Идею создания в исторической мастерской музея впервые высказал его ученик, известный художник Н.К. Рерих. Однако, это удалось осуществить только в 1993 году,к 150 – летию со дня рождения мастера.
В Петербург, Куинджи прибыл в конце 1880-х гг. с целью поступить в Императорскую Академию Художеств, но стал только её вольнослушателем. Однако, здесь молодой живописец знакомится с известными художниками и вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с городом на Неве.
В Петербурге к живописцу приходит первый успех, здесь он начинает продавать свои картины, постепенно становясь преуспевающим известным художником. Широкой публике Куинджи прежде всего известен картинами: «Берёзовая роща», «Украинская ночь», "Лунная ночь на Днепре".
Музей – квартира А.И. Куинджи воссоздаёт атмосферу, долгие годы окружавшую легендарного мастера. Архип Иванович был к тому времени знаменитым живописцем и весьма состоятельным человеком, но обстановка его жилища оставалась по – прежнему скромной. Самой дорогой вещью в доме было фортепиано супруги, а главным украшением гостиной был портрет Архипа Ивановича, написанный И.Н. Крамским.
Лидер "бунта 14" Крамской был другом и наставником молодого Куинджи. В музее стоят скульптурные портреты Ивана Николаевича и Архипа Ивановича.
Прислуги в доме не было, всё хозяйство вела супруга художника Вера Елевфериевна Кетчерджи. Она была хорошей пианисткой, а Куинджи самостоятельно обучался игре на скрипке. Вечерами они вместе музицировали в спокойной домашней обстановке. Предпочтение отдавалось современной русской, а также классической итальянской и немецкой музыке, особенно любимы были произведения Бетховена.
В доме не устраивали больших приёмов и праздников, принимали только самых близких друзей. Чаще всех бывали И.Е. Репин, Д.И. Менделеев, коллеги по работе в Академии, а также ученики, хотя в это время Куинджи уже не преподавал. На фото Д.И. Менделеев и А.И. Куинджи играют в шахматы.
По этой лестнице мастер поднимался в свою мастерскую.
Именно огромной мансардой квартира и привлекла внимание Архипа Ивановича.
Большие окна давали много света и работать было очень удобно.
Из окон мастерской открываются великолепные виды на город, на Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону.
Мастерская обставлена красивой мебелью.
Если внимательно посмотреть, то на фотографии слева вверху видна фигурка птицы, также пернатые изображены на спинке кресла и это совсем не случайно. Отношение к животным и птицам – особая страница в биографии художника.
Мастер горячо превозносил птиц. К нему постоянно приносили раненных рогатками или просто больных голубей и воробьев: он и его жена делали перевязки, лечили их.
В минуты отдыха, выбираясь на крышу мастерской, Куинджи кормил любимых птиц, слетавшихся к дому со всей округи с полуденным выстрелом пушки на Петропавловской крепости. Выходил он к ним на крышу во всякую погоду и бросал птицам из мешка просо или овес.
Известный карикатурист Павел Щербов изобразил Куинджи с клизмой, которую он приготавливает ставить вороне на крыше дома.
Если верить источникам, то Архип Иванович прокомментировал карикатуру так:
"- Это он, Щербов, знаете как? Подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику два рубля дал, а можно было и за пятьдесят копеек. И как же так — вороне? Да это же никак невозможно, и на крыше… Это же она улетит».
Много можно рассказать историй об отношении художника к животным. Он боялся раздавить жука на тропинке, пересаживал растения с дорожки, чтобы их не затоптали. Особенно гордился двумя операциями: одну он проделал над голубем с больным горлом (этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено "синдэтиконом".
В мастерской художника на мольберте стоит большая фотография, где Куинджи запечатлён в кругу своих учеников.
О педагогических талантах художника говорит разместившаяся в стенах музея экспозиция. Мастер воспитал целую плеяду самобытных художников в период руководства пейзажной мастерской Академии Художеств. Здесь можно увидеть работы Н. Рериха, К. Богаевского, А. Рылова, А. Борисова, А. Курбатова и многих других.
Завещание А.И. Куинджи. В нём весь свой капитал художник передал обществу имени Куинджи. Супруге завещал 2500 рублей ежегодно. Детей у них не было. Позаботился о ком только мог. Вспомнил брата, глубокого старика, у которого жил мальчиком, не забыл племянников и их детей.
Отрядил церкви, в которой крестился, дабы организовали школу его имени.
Музей оставил много положительных впечатлений. Если окажетесь в Питере, рекомендую его посетить. Музей принимает посетителей три раза в неделю: по средам, пятницам и субботам, с 12.00 до 17.00 часов.
Находится он по адресу: Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11.
Метро «Василеостровская».
В записи использованы мои авторские фотографии и текст из моего блога в ЖЖ https://pavluhinoleg.livejournal.com.