К концу третьего класса в классе сына случилось вдруг удивительное сплочение родителей, хотя и повод для этого был не самый лучший. Объединила всех нелюбовь к учителю. К концу третьего года ей удалось настроить против себя всех: и ярых активистов школьной жизни, и безучастных к ней вечно занятых родителей, и разумных интеллигентных, и эмоциональных не стесняющихся в выражениях, и даже изначальных адептов идеологии слепого поклонения учителю. Удивительно, как ей это удалось, но наш класс был первый у нее в этой школе, а из предыдущей она уволилась со скандалом и фактически по тому же поводу – произошел конфликт с родителями, о чем нам, впрочем, стало известно позднее и совершенно случайно.
Удивительно и то, что фактически единодушно ее не принимая, все также вместе с тем затруднялись внятно объяснить суть претензий к ней: должностные инструкцию она выполняла, казалось бы, в полном объеме. Конечно, программа у нас самая простая и примитивная «Школа России» - она от нее ни на шаг, но это в качестве нарушения не предъявишь.
В конечном счете, большинство сошлось на том, что она не любит детей.
В связи с этим возник вопрос у меня лично: а должен ли учитель любить детей, в частности, некоторые родители утверждали, что учитель любить детей не обязан.
Долго рефлексируя по этому поводу, в итоге пришла вот к чему. В данном случае нет истинного спора, поле для дискуссии создается многовариантной интерпретацией понятия любовь.
Уж очень разные чувства и переживания называются одним словом «любовь». Очень личное глубокое персонифицированное чувство, которое мы испытываем к собственным детям, внукам, родителям, иррациональное чувство, корень которого следует искать в инстинктивном поведении (например,та любовь, что мы испытываем с момента запуска материнского инстинкта) учитель, безусловно, испытывать по отношению к ученикам не обязан.
Учитель должен уважать учеников, относиться к ним как самодостаточным личностям со своими особенностями и способностями, видеть их индивидуальность и уникальность – что, конечно, является первейшим проявлением уважения, ведь уважаешь личность, а не абстрактную фигуру. Зачастую учительской нелюбовью называют как раз нежелание учителя эту индивидуальность определять. Наша учительница так и говорила: «Если кто-то из вас думает, что его ребенок особенный, вы ошибаетесь, для меня они все одинаковые, обыкновенные дети». Подобная персонификация если и спорна, например, для врача, то для педагога она обязательна.
Умение уважать учеников, показывать это уважение и строить диалог с учеником на началах взаимного признания ценности личности друг друга- важнейшая компетенция учителя. Обучение – это не прочитать положенный материал, обучение это коммуникация. Коммуникация всегда предполагает некоторое личностное приближение, а в начальной школе подобная близость безусловно сильнее всего. Ведь дети маленькие и адаптируются к новым условиям, им важно не только усвоить материал, но чувствовать эмпатию со стороны учителя.
Кроме того, так называемая любовь учителя к ученикам – это еще и отношение к тому, что ты делаешь, желание достичь результата, научить, сделать свою работу наилучшим образом, а не просто убить рабочее время. В нашем случае на всех собраниях учитель рассказывал о том, какие у нас плохие дети, как они плохо пишут контрольные и не могут ничего понять. Из разговора с сыном я поняла, что она не утруждала себя объяснениями, объясняла все на самых простых примерах. И если моему сыну, благодаря дополнительным занятиям, все было понятно, то другим детям- нет.
Когда педагог начинает жаловаться на детей, для меня это сигнал непрофессионализма и повод с ним прощаться (напомню, я директор школы иностранных языков). Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью утверждать, что все разговоры о недостатках обучающихся (проблемы с дисциплиной, с познавательными способностями, с коммуникацией) - лишь недоработка преподавателя, за исключением лишь случаев, когда у ребенка есть подтвержденный медицинский диагноз, но в этом случае он требует специального подхода.
Основной посыл моего поста – так называемая любовь учителя вполне рациональна и является элементом профессиональной компетенции школьного педагога, для педагога начальной школы данная компетенция является чуть ли ключевой. А ее отсутствие – профессиональный провал, в первую очередь, профессиональный, а не личностный, возникающий от недостатка компетенции, опыта, знаний…
У нас в стране принято относиться к учителям как к святым бессребреникам, сочувственно понимающе, не предъявляя никаких претензий, не критикуя и ничего не требуя. Быть может, эта странная толерантность и является причиной тотального и всепоглащающего непрофессионализма нашего времени.