После того, как появились деньги, люди стали задумываться почему одни богатые, а другие бедные. Причем, этот вопрос ставился не только по отношению к отдельному члену общества, а к народам и государствам.
Колыбелью цивилизации считается Вавилон. Эта страна расположила свои границы между двух рек Тигра и Евфрата. О развитой экономики этого государства свидетельствуют серьёзные инженерные сооружения: дороги, стены городов и одно из семи чудес света Сады Семирамиды. Всё это возможно построить в экономически развитом обществе. Свидетельством экономической мысли того времени можно считать свод законов, который получил название Законов Хаммурапи. На основе этого документа можно сделать вывод, что в Вавилоне существовала частная собственность и экономической формацией того времени был рабовладельческий строй. Государство защищала такую социально-экономическую организацию общества. Законы предполагали смерть за посягательство на частную собственность. За некоторые преступление можно было попасть в рабство. В основе производства было натуральное хозяйство. В обществе ещё сохранялись признаки общины, но уже начался процесс разложения. Уже естественным было деление на рабов и рабовладельцев.
Учение древнего философа Конфуция оказало значительное влияние на экономику древнего Китая. В его учении происходило деление на «благородных» и на «простолюдинов». Одни были призваны управлять, другие заниматься физическим трудом. Такое деление, как считал философ, является естественным продолжением божественного начала. Богатство народа Конфуций видел в труде, а через богатство народа и богатство правителя. Философ различал два вида собственности: общинную и частную. В его трудах существует противоречия: с одной стороны, он признаёт, что социальное напряжение возрастает с увеличением количества частных владений, а с другой не смотря на рост напряжений, все равно отдаёт предпочтение частной собственности. Его учение оправдывало тот уклад, который сформировался в китайском обществе. Мэн-Цзы продолжил развивать взгляды Конфуция. Он также придерживался мысли о «божественной воли» в вопросе деления общества на классы. В своих работах Мэн-Цзы высказывался против чрезмерного угнетения «низшего» сословия. Он защищал общину и интересы крестьян. По мнению последователи Моизма, развитие мелкого производства способствует максимальному удовлетворению потребностей всего общества.
Но в древнем Китае существовало противоречие: с одной стороны, общество стремилось сохранить общину, а с другой - рабовладение укрепляло свои позиции. Всё это отражалась на экономической мысли и долгое время задавало вектор развития Поднебесной.
В древней Индии «Законы Ману» занимали главенствующую роль. В этом своде правил регламентировалась вся жизнь общества. В них рассказывалось о государственном устройстве, деления общества на классы (касты). В этих законах регламентировалась вся хозяйственная деятельность, вплоть до того чем могут владеть люди, принадлежащие к различным кастам, и какими видами деятельности они могут заниматься. Описывались финансовые взаимоотношения.
В конце IV в. до н. э. был написан трактат «Артхашастра» советником царя Чандрагупты I, в котором автор уделял внимание регулированию хозяйства со стороны государства. Автор считал, что государство должно заниматься инфраструктурой (ирригационные сооружения, строительство дорог и т.п.), земельными вопросами, заниматься борьбой со спекуляцией, ростовщичеством. Также в документе указывается, что чрезмерный рост рабовладения приводит к обострению социального напряжения. Уделяется внимание налогообложению и экономике в целом, с учетом национальных традиций того времени.
Использованная литература для написания статьи
1. Сорвиров Б.В. История экономических учений: курс лекций - М.: Издательство "Экзамен", 2008. -382 с.
2. Малкина М.Ю. История экономических учений. Краткий курс: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 67с. (http://www.unn.ru/books/met_files/heth.pdf)
Ссылки на интернет источники
1. Вавилон (https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилон)
2. Конфуций (https://ru.wikipedia.org/wiki/Конфуций)
3. Мэн-цзы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Мэн-цзы)
4. Моизм (https://ru.wikipedia.org/wiki/Моизм)
5. Ману-смрити (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ману-смрити)