Давайте тезисно. Это был самое длительное перекрытие канала, почти неделю невозможно было пройти. С точки зрения потерь в моменте - большие. С точки зрения транзитного времени Европа - Азия, не так и много.
Предъявить морскому перевозчику за задержку в неделю-даже три вы ничего не можете. Таковы реалии морской доставки и международного права. Только доказанная вина может вам чем-то помочь и то не всегда.
Страхование груза на случай задержки - крайне редкая практика, и вряд ли вы из их числа.
Так что все расчеты касательно потерь мировой торговли, снижение роста экономики и прочие теоретические суммы можно исключать из претензий.
Теперь реальные расходы:
- операционные расходы на содержание судна, которое просто стоит в ожидании( а таких скопилось более 400)
- порча товара (например живой груз)
- отказы получателей от груза, растущие логистические издержки, демередж
- потери администрации Суэцкого канала
- расходы на снятие с мели
- ущерб самого судна, каналу, экологии.
Про утрату из-за сроков я уже сказала.
Если вы экспедитор, то смотрите внимательно свои договора с клиентами, не продумали морскую составляющую - придется через суд отбиваться.
Другой вопрос, если объявят Общую Аварию. Многие боятся регрессивных требований.
Напомню, общая авария - ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза/оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта.
В нашем случае: целенаправленный таран канала, чтобы не зацепить кого-то еще. Такое заключение может дать только комиссия по факту расследования, которое длится не один месяц.
Мое мнение: ее там не было. Но такой исход будет выгоден многим. Не только судовладельцу, экипаж которого явно имеет нарушения, но и каналу, лоцман которого должен был проводить судно.
Если признают ОА, то вовлечены в расходы по спасению будут в первую очередь грузы EverGiven. Надо отметить, что большинство экспедиторов и перевозчиков застрахованы от подобных рисков. Кроме того, такие претензии и иски рассматриваются годами.
И помните про предел ответственности!