Найти тему

Задачи философии удобрения

На территории, где мы живем, нет живой цивилизации. Мы лишь удобрение, или, как называет Володихин, этнокультурный материал, из которого через несколько поколений может вырасти новая цивилизация.

У новой цивилизации будет новая душа, новая картина мира, новый способ организации общества и хозяйства (экономики), новый способ объяснить справедливость неравномерного доступа к ресурсам. Будет новый мир, новый взлет, новая наука и новая вера, новые смыслы жизни и новые цели.

Но будем реалистами: все это не скоро и уже не про нас с вами.

В межцивилизационный период - период проедания наследия цивилизаций, душа которых уже их покинула, от человека ускользают смыслы бытия. Мир больше не собирается в понятную картину, нарастает ощущение несправедливости миропорядка и прежние способы легитимации иерархий и неравномерного доступа к ресурсам больше не работают. Общество атомизируется. Каждый человек думает о собственном спасении, перерождении, собственной выгоде или удовольствити... Иногда люди объединяются в группы, придумывают псевдорелигии и идеологии, чтобы заполнить возникшую пустоту смыслов, но это не спасает общество в целом от атомизации и разложения.

Так что же делать нам? Как жить? К чему стремиться? Как понять, что хорошо, что плохо? Чему учить детей и к чему их готовить? Как организовать свою жизнь в семье, ТСЖ, городе, государстве? Что оставлять потомкам, а что из накопленного им не пригодиться? Где искать те самые ускользающие смыслы бытия?

Увы, только на это способна отвечать философия в промежутках между цивилизациями. И все попытки каких-то заумных и ни к чему не ведущих онтологий в духе Делеза и Гватари выглядят смешными.

Философия в межцивилизационный промежуток может и должна отвечать только на эти вопросы: чем заполнить свою духовную жизнь и как продолжать уважать в себе человека, когда для истории ты всего только удобрение.

Философия удобрения это философия в периода упадка и это исключительно моральная философия. Так уже случалось в истории. Например, на закате античности преобладали моральные учения.

Людям в каждое время свойственно думать, что они живут на передовой прогресса. Не каждому дано мужество принять, что прогресс свернул не туда.

С увлеченностью, свойственной аспергерам, в фильмах и книгах, в политических событиях и поведении близких вижу симптомы упадка. Об увиденном пишу с тегом #философия удобрения