Третий день нашего путешествия ознаменовался важным событием: мы пересекли государственную границу и из Северной Осетии приехали в Южную. Эта дорога стала для меня отдельным, невероятным по силе впечатлением, которым я хочу поделиться с вами.
Транскавказская автомагистраль, или Транскам, начинается в Алагирском ущелье. Вход в ущелье охраняет Уастыржи - святой-покровитель в традиционной религии осетин. В стародавние времена люди останавливались у входа в ущелье и просили у высших сил помощи, чтобы благополучно вернуться домой. Так возникло святилище Уастырджи, который по преданию помогает путникам, мужчинам и воинам.
Скульптура Уастырджи была создана в 1995 году по проекту Николая Ходова, ее вес составляет 28 тонн, размер копыта коня – 120 см, высота его головы – 6 метров. Это один из самых больших конных памятников в мире, и он на самом деле впечатляет. Мы сначала поставили машину прямо под памятником, и нам стало даже как-то не по себе. Вообще, создается впечатление, что на этом пути действительно попадаешь во власть каких-то других сил - наверное, древних осетинских духов гор и ущелий.
С момента въезда в ущелье словно попадаешь в другой мир - мир, где все решают капризные горы. Они стискивают людей справа и слева. Спускают на них лавины и камнепады. Покрывают все снегом и туманом, когда внизу стоит солнечный весенний день. Заставляют машины вилять по серпантинам и прятаться в туннелях. И человек здесь находится то ли в постоянной борьбе с этой горной стихией, то ли в мирном сосуществовании, но он однозначно с ней тесно связан. Например, нас удивил поселок Мизур, состоящий из двух рядов многоэтажек, теснящихся между дорогой и горами. Еще при подъезде к нему мы заметили людей, расхаживающих по трассе, огороженной сплошными отбойниками. Но потом стало понятно: в самом поселке нет ни пяди лишней земли, где можно было бы пройтись.
На этом перешейке между двумя Осетиями есть множество достопримечательностей, и можно было бы запросто выделить целый день на их изучение. Постоянно в окне проносятся какие-то указатели, башни и захватывающие виды, но если не останавливаться, они тут же скрываются за очередным перевалом. Здесь есть древние таможни, святилища, крепости, могильники, скульптуры, заброшенные монументальные сталинки, непонятно куда ведущие шахты на склонах гор, каскады ГЭС, а еще призраки (ну или нам показалось). Дорога постоянно идет на подъем, и в один прекрасный момент вы обнаруживаете себя среди тех самых заснеженных вершин, которые еще недавно маячили вдали.
И вот на высоте 1736 м вы проезжаете село Нар, где родился поэт Хетагуров Коста Леванович - основоположник осетинской художественной литературы, которого очень чтят в обеих Осетиях. В честь него названы улицы и парки, ему установлены памятники, цитаты из его стихов размещены на стендах и билбордах. Сейчас в селе постоянно живут только 2 человека, имеется дом-музей Косты Хетагурова. Только диву даешься, как можно жить здесь, так высоко в горах.
Ехать по Транскаму было достаточно волнительно. Во-первых, по правую сторону был сплошной отбойник и сразу за ним - обрыв. Я боялась, что Арина закричит, а нам даже негде остановиться. Площадки для остановки попадались, но довольно редко, в основном перед туннелями. Во-вторых, по левую сторону сразу над дорогой нависали горы, и постоянно повторяющийся предупреждающий знак о камнепадах не казался пустой угрозой: пару раз несколько небольших камней упали прямо перед нами, и периодически можно было увидеть камни, которые уже скатились на дорогу. Ехать в таких условиях на арендованной машине было особенно боязно. В-третьих, с неба стал густо сыпаться мокрый снег и видимость была так себе. И в довершение всего - лавины. Мы не видели самого схода, но много раз встречали его последствия в виде снежных насыпей, срезанных на дороге ковшами бульдозеров. Вдоль дороги были расставлены противолавинные пушки и мы надеялись, что лавины в основном все-таки спускают искусственно. Но в итоге мы были вынуждены остановиться из-за уборки свежесошедшей лавины. Вряд ли ее спускали среди бела дня, когда движение самое оживленное.
И вот наконец мы подъехали к таможне. Мы не были до конца уверены в том, что нас выпустят, поскольку машина у нас была оформлена на одного человека, а договор аренды был заключен с другим. Правда, у нас имелся скан договора между этими двумя людьми, а в договоре аренды специально указано наше право пересекать границу, но где-то в блогах мы вычитали, что в Южную Осетию вообще нельзя выехать на арендованном автомобиле. К счастью, оказалось, что это не так.
На таможне нужно останавливаться, выходить из машины и показывать паспорта в будочку, в то время как другой таможенник осматривает машину. Одеты мы были явно не по погоде, хорошо, что детей разрешили оставить в машине. У Димы спросили, откуда и куда мы едем и где он работает, а у меня - имена и даты рождения детей. На этом нас пропустили, и мы вот-вот ждали момента, когда мы уже покинем Родину, а он все никак не наступал: таможня почему-то находится значительно раньше Рокского туннеля. И вот, на высоте более 2 000 м над уровнем моря, мы наконец въехали в туннель длиной в 3 730 м, который с другой стороны уже окрашен в цвета флага Южной Осетии.
И вот мы наконец за границей. Дорога сразу резко пошла на спуск. Осетинский таможенник мельком взглянул на паспорта и совсем не обратил внимания на багажник: он явно не ждал подвоха со стороны России. Первые засыпанные снегами горные селения Южной Осетии производят гнетущее впечатление: к полуразрушенным старинным башням пристроены домики из дерева или дикого камня.
Но дальше, когда снег остался позади, пошло как-то повеселее. Всюду развевались флаги Южной Осетии: на вершинах, на склонах, на зданиях - ни на минуту не забудешь, где едешь. "Цвети, Осетия моя" - говорили горы, дороги и здания. Мы остановились у Старого Гуфтинского моста, построенного в 20-х годах прошлого века по уникальному проекту немецких инженеров. Это действительно очень красивое сооружение, навеявшее нам воспоминания о виадуке в селе Мокры.
В Южной Осетии, как и в Северной, много коров. Они здесь ходят по дорогам и чувствуют себя полноправными хозяевами.
Но не только бело-красно-желтый триколор можно увидеть в Южной Осетии. Местами с дороги видны отделанные коричневой плиткой многоэтажки за заборами с колючей проволокой, а над ними - флаг России. Наших миротворцев здесь очень много, это заметно на каждом шагу. И вот мы уже и подъехали к столице, о которой я подробнее расскажу в следующем посте.