На сегодняшний день существует несколько международных классификаций, в соответствии с которыми оцениваются моторные масла.
SAE J300
Одним из наиболее важных параметров для выбора моторного масла является вязкость. Это показатель температурных пределов его работоспособности. При низких температурах окружающей среды вязкость не должна быть слишком велика. Если масло будет слишком вязким, оно не сможет свободно протекать по масляной системе и, как следствие, не сможет обеспечить достаточное смазывание деталей. При высокой температуре, напротив, вязкость не должна быть слишком мала.
Классификация масел, основанная на вязкостно-температурных свойствах, была предложена сообществом автомобильных инженеров (сокращённо SAE) почти сто лет назад. С тех пор она многократно пересматривалась и усложнялась, но, как и прежде, описывает только параметры вязкости масла.
Зимние классы
Зимние классы характеризуют работу масла при минусовых температурах и определяют минимальные безопасные пусковые температуры для данного класса вязкости масла.
Для каждого из «зимних» классов SAE указывает два показателя вязкости: вязкость прокачки и вязкость холодного старта.
• «вязкость прокачки» означает, что масло должно оставаться достаточно текучим, чтобы масляный насос смог прокачать его из поддона картера в двигатель.
• «вязкость холодного старта» (вязкость проворачивания) означает, что масло не должно быть слишком густым, чтобы стартер мог провернуть коленчатый вал двигателя.
При выборе масла для зимы необходимо ориентироваться именно на эти показатели.
По общему правилу, чтобы определить температуру безопасного пуска, от числового значения зимнего класса необходимо отнять 35. Таким образом,
• масло 0W способно обеспечить безопасный пуск двигателя при −35°С;
Летние классы
Летние классы определяют в зависимости от способности масла сохранять вязкость при высоких температурах и нагрузках, характерных для работающего двигателя.
Класс вязкости определяется при 100 °С и дает представление о том, насколько густым будет масло в горячем работающем двигателе. Чем больше цифра класса, тем гуще будет масло.
Какой из летних классов будет оптимальным для конкретного двигателя, может сказать только его производитель, поэтому при выборе масла необходимо ориентироваться в первую очередь на инструкцию по эксплуатации или сервисную книжку автомобиля.
Важно помнить, что корреляции между температурой окружающей среды и «летним» классом вязкости не существует.
Один и тот же сорт масла может рекомендоваться разными производителями техники для совершенно разных температурных диапазонов. Например, масло с вязкостью 5W-30 рекомендуется использовать при температуре от −25 до +25 в двигателе ЗМЗ-409, но при температуре −30 до +50 в Ситроен C4.
Температурный диапазон всегда устанавливает производитель двигателя на основании расчетов минимальной толщины смазочной пленки в парах трения с учетом всех конструктивных особенностей: сечение масляных каналов, производительность масляных насосов и т.д.
Всесезонные классы
Важно понимать, что подавляющее большинство моторных масел, представленных на рынке, являются всесезонными и имеют двойную маркировку, например: 0W-40, 5W-30 и другие. Всесезонные масла должны соответствовать требованиям и «зимнего», и «летнего» классов. Например, если вы видите на этикетке SAE 5W-40, это означает, что данное масло прошло тесты на соответствие классу SAE 5W и классу SAE 40 и подходит для круглогодичного использования.
API
В отличие от SAE, классификация масла API учитывает не только вязкостно-температурные свойства моторных масел, но и конструктивные особенности двигателей, для которых они предназначены, а также условия эксплуатации. На сегодняшний день это самая распространенная классификация, её используют крупнейшие производители моторных масел во всем мире.
API разделяет моторные масла по назначению на две категории: «S» для бензиновых двигателей и «С» для дизельных двигателей, а внутри каждой категории — на несколько классов. Класс масла обозначается дополнительной буквой латинского алфавита. Чем дальше от начала алфавита, тем современнее класс масла и тем лучше его эксплуатационные характеристики. Современные моторные масла могут быть универсальными, их можно применять и в бензиновых, и в дизельных двигателях, поэтому на этикетках канистр таких масел указываются две категории API.
Преимущественная категория указывается первой.
Давайте подробнее познакомлю с каждой из категорий API.
Категория S
Буква S взята от английского «Spark ignition engines», что переводится как «двигатели с искровым зажиганием». Из предыдущей публикации уже известно, что от искры топливно-воздушная смесь воспламеняется в бензиновых двигателях. Таким образом, категория S присваивается маслам для бензиновых двигателей.
Двигатели и моторные масла совершенствуются одновременно, поэтому для масел категории «S» действует общее правило: чем современнее мотор, тем более высокий класс масла рекомендуется выбирать для сервисного обслуживания. При этом масла новых классов API для бензиновых двигателей могут заменять масла старых классов.
На сегодняшний день классы от SA до SH являются устаревшими. Масла этих классов предназначались для двигателей, выпускавшихся с тридцатого до девяносто шестого года. Они могут применяться, только если специально рекомендованы производителем двигателя. Использование этих масел в современных двигателях может привести к снижению эксплуатационных характеристик автомобиля или повреждению мотора.
Самым старым из действующих на сегодняшний день классов является API SJ. Он был введен в девяносто шестом году и заменяет масла всех существовавших ранее категорий в старых моделях двигателей до 2001 года.
Для автомобилей, выпущенных после 2010 года, рекомендовано применение масел класса API SN, а также масел того же класса с дополнительными приставками: RC и PLUS. API SN PLUS — это обновленный стандарт спецификации API SN, регламентирующий проведение некоторых дополнительных тестов, в то время как масла класса API SN-RC обладают повышенными энергосберегающими свойствами, помогая экономить топливо. Приставка RC так и расшифровывается — «resource conserving», то есть «энергосберегающее».
Такие масла содержат меньше фосфора и серы, чтобы обеспечить сохранность катализатора и более чистый выхлоп.
Категория С
Буква C взята от английского «Сompression ignition engines», что переводится как «двигатели с воспламенением от сжатия», то есть дизели. Масла категории C предназначены для дизельных двигателей разных конструкций и агрегатных мощностей.
Следует помнить, что спецификации API для новых классов дизельных масел разрабатываются с учетом растущих экологических требований и связанных с ними изменений в конструкции автомобилей. Поэтому в категории «С» масла новых классов API не всегда заменяют масла предшествующих классов.
На сегодняшний день классы от CA до CG-4 являются устаревшими. Они охватывают двигатели, выпущенные в прошлом веке, и могут применяться, только если эти классы специально рекомендованы автопроизводителями.
Самым современным классом на текущий момент является API CK-4. Категория введена в 2016 году и описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, которые разработаны в соответствии со стандартами токсичности выхлопных газов.
Масла API CK-4 предназначены для обеспечения улучшенной защиты от окисления масла, кроме того, они защищают катализаторы и сажевые фильтры от загрязнения, детали двигателя — от износа, поршневую группу — от отложений. Кроме того, масла класса CK-4 обладают стабильными вязкостными свойствами.
ACEA
Не менее важной является классификация масел от Ассоциации европейских производителей автомобилей — сокращённо ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles). Чтобы масло получило сертификат ACEA о соответствии определенному классу, оно должно пройти тесты в аккредитованной лаборатории. Важно отметить, что ACEA предъявляет к моторным маслам более высокие требования, чем, например, американский институт нефти (API), и регулярно их корректирует.
Все ведущие европейские автомобилестроительные концерны являются членами ACEA. Тем не менее, у них есть право устанавливать дополнительные требования к моторным маслам. На сегодняшний день Ассоциация включает таких производителей как: BMW, Fiat, Ford, Renault, Toyota, Volkswagen, Volvo и многих других.
Согласно классификации ACEA, все моторные масла делятся на четыре категории:
Категория А/В — масла для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. Категория разбита на 4 класса. (A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5).
Категория С — масла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов. Масла категории C подходят для двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки.
Категория Е — моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
В рамках данного курса подробнее рассмотрим категории A/B и C.
В категории A/B, первая буква A определяет уровень свойств масел для бензиновых двигателей, а буква B — для дизельных.
Класс A1/B1 подразумевает стандартное качество масла для нормального интервала замены. В маслах класса A1/B1 показатель HTHS составляет от 2,9 до 3,5 миллипаскалей в секунду.
Сделаю небольшое отступление, чтобы разобраться, что же такое HTHS (High Temperature High Shear). Дословно аббревиатура расшифровывается как «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига».
Говоря простым языком, чем выше параметр HTHS, тем толще масляная плёнка. Раньше считалось, что чем толще плёнка, тем лучше защита двигателя от износа. Однако в современных двигателях зазоры между трущимися поверхностями настолько малы, что это утверждение нельзя считать однозначно верным. Сегодня в качестве противоизносного вещества в зонах трения работает не масляная плёнка, а новые инновационные присадки.
Моторные масла делятся на масла с высоким и низким параметром HTHS.
Таким образом, масло класса A1/B1 будет относиться к маслам с низким показателем HTHS, а масло класса A2/B2 — с высоким.
Масла класса A3/B3 — это всесезонные масла, которые подходят в том числе для использования в особо тяжелых условиях эксплуатации.
Следующий класс в категории ACEA — A3/B4. Он определяет высококачественные масла, которые обеспечивают продлённый интервал замены. Класс A3/B4 относится к маслам с высоким HTHS.
Класс A3/B4 почти идентичен классу A3/B3, однако B4 в данном случае указывает, что масло предназначено для дизельных двигателей с прямым впрыском топлива.
К классу A5/B5 относятся маловязкие масла.
Теперь рассмотрим категорию C в классификации ACEA.
Буквой С обозначены классы масел для дизельных и бензиновых двигателей, которые соответствуют ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro 4. Такие моторные масла совместимы с сажевыми фильтрами.
На сегодняшний день существует пять классов в этой категории: С1, С2, С3, С4, С5.
ACEA C1 — малозольные моторные масла с высоким показателем топливной экономичности. Применяются, если рекомендованы автопроизводителем.
ACEA C2 — среднезольные моторные масла с высоким показателем топливной экономичности. Применяются, если рекомендованы автопроизводителем.
ACEA C3 — среднезольные моторные масла для двигателей с системами нейтрализации отработанных газов.
ACEA C4 — малозольные моторные масла.
ACEA C5 — наиболее современный класс, который был введён в 2016 году. Он предназначен для среднезольных моторных масел с самой низкой вязкостью, такой как SAE 0W-20, 5W-20.
Следует обратить внимание, что любой производитель автомасла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям Европейской комиссии управления качества для моторных масел.
ILSAC
За аббревиатурой ILSAC скрывается Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (International Lubricant Standardization and Approval Committee). Эта организация была создана Американской ассоциацией производителей автомобилей (ААМА) совместно с Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA).
Классификация ILSAC является самостоятельной, однако её можно рассматривать как подкласс или категорию в классификации API. В чём же отличие? ILSAC имеет более жёсткие требования по некоторым показателям, включая малое присутствие фосфора в масле, пониженное пенообразование, повышенную стойкость к сдвигу и так далее.
На сегодняшний день официально стандартизированы 5 категорий ILSAC: GF-1, GF-2, GF-3, GF-4 и GF-5.
Класс GF-1 был введен в девяносто четвёртом году и на данный момент устарел. Он совпадает с классом API SH и включает в себя базовые требования к моторным маслам японских и американских автомобилей.
Класс GF-2 был ведён через два года — в 96-м, и на сегодняшний день совпадает с API SJ. Данный класс также является устаревшим.
Класс GF-3 появился в 2001 году. От предыдущего класса GF-3 отличается лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью. Требования во многом совпадают с классом API SL, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. Класс GF-3 считается устаревшим, однако ещё используется.
Класс GF-4 применяется с 2004 года и соответствует классу API SМ. Он отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимы с каталитическими системами восстановления отработанных газов. Ужесточены требования к содержанию фосфора.
Класс GF-5 ввели в 2010 году вместе с API SN. Эти масла предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от отложений, кроме того, высокие требования предъявляются к шламообразованию. Главное отличие от предыдущих версий — возможность применения в двигателях, использующих биотопливо. Максимально увеличен интервал замены масла. Класс ILSAC GF-5 является определяющим стандартом для всех двигателей последнего поколения.
JASO
JASO (Японская организация автомобильных стандартов). Основой для разработки данного стандарта стали постоянно растущие требования, предъявляемые к моторным маслам. Особенно остро данный вопрос встал для японских производителей, из-за стремительного ужесточения экологических требований.
В стандартах JASO все моторные масла разделяются на три большие категории:
• для 4-тактных двигателей мотоциклов и бензиновых автомобилей;
• для 2-тактных двигателей мотоциклов и автомобилей;
• для дизельных двигателей.
Классификация JASO практически не применяется в Европе и в России, поэтому на данный момент я не стану углубляться в описание различных классов.
«Если моя статья была вам полезна, буду благодарен, если вы поставите мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».
Моя подписка на канал:
zen.yandex.ru/id/607c33fbbe97060effef552e
Ваш VinDiesel :)