После присуждения Нобелевской премии китайскому писателю Мо Янь в нашей стране были переведены и опубликованы его лучшие романы. Читателей поражает умение мастера сценически «развернуть» и правдиво описать как историю, так и трагические жизненные истории («Устал рождаться и умирать», «Страна вина», «Перемены»).
Честная летопись истории
Книга о гражданской войне «Большая грудь, широкий зад» напомнила роман «Тихий Дон» нашего нобелевского лауреата Михаила Шолохова. Но незримые параллели построения новой реальности в Китае оказались более жесткими и страшными, чем в России. Менталитет у китайцев другой, поэтому «экзотика» убийств сильно напрягает. Несколько спасает манера писателя мифологизировать жуткую действительность. В таком ракурсе эстетика «честной летописи» 20 века представляет художественную ценность.
Только одаренный писатель может так образно описать исторические реалии, но только великому писателю удается описать бесконечные муки человеческой души в западне между долгом и честью. Удивительно зрелая и самобытная проза завоевала признание в Китае и во всем мире.
Границы добра и зла
В опубликованном недавно романе» Лягушки» эти земноводные стали символом нерожденных младенцев. Государственная политика «Одна семья –один ребенок» привела к трагедиям в провинции Гаоми. Если Европа спокойно и добровольно перешагнула этот рубикон, то Китай с традицией многодетности взбунтовался.
Усиливает драматизм событий главная героиня - акушерка Ван Синь. Как преданный партии человек, она переступит через жалость. Будет яростно и без снисхождения даже к самым близким людям выполнять все предписания – проводить стерилизацию мужчин и под конвоем отводить на аборты женщин.
Если в первой части романа она помогает появиться на свет десяти тысячам младенцев и заслуживает доброе отношение и дружелюбное прозвище Тетушка, то во второй забывает об элементарной человечности и губит немало молодых женщин.
Покаяние
В конце жизни 70-летняя Ван Синь приходит к покаянию. Вместе со старым мастером день за днем изготавливает из глины фигурки нерожденных младенцев. Совесть не дает покоя, ей везде мерещатся лягушки как символ отмщения за убиенные души. Но границы добра и зла смыкаются. Героиня с несчастной женской судьбой сама бездетна и одинока.
В заключение рассказчик (псевдоним Головастик), как и обещал, представляет читателю пьесу. В этом своеобразном эпилоге он расставляет все акценты, расширяя угол зрения читателей. Они превращаются в зрителей эмоциональной игры знакомых персонажей. Происходящая на писательской сцене драма небывалой искренностью тревожит наши чувства и заставляет сопереживать. Эта непростая история планирования рождаемости и сегодня вызывает споры. И не ограничивается пространством одной семьи и страны. Как всегда, мучаются люди, государство остается правым.