Найти в Дзене
TheatreHD

"Коппелия": тень Гофмана, великий неудачник и смех сквозь слёзы

“Коппелия” - образец идеального балета-комедии. Таких за всю историю классического танца и было-то все два (второй - “Тщетная предосторожность”).

Но как это часто бывает, личная история веселого спектакля - отчасти грустная, отчасти трагическая. Судите сами.

Эскриз декорации балета "Коппелия"
Эскриз декорации балета "Коппелия"

Все началось со сказки Гофмана. В 1817 году он написал сказку-новеллу “Песочный человек”. Написана она была под влиянием моды тех дней: европейские города покорили автоматоны - куклы-марионетки с механическим приводом, которые могли играть на музыкальных инструментах, рекламировать товар и писать определенные тексты. Казалось, они оживают как по волшебству. Куклы были красивые и вдохновляющие, а вот сказка про такой автомат у Гофмана получилась мрачная и жутковатая. Проблемы с психикой, проблемы с алкоголем, нелюбимая работа в суде и концентрация ужасов, увиденных там, добавляли черных красок в его жизнь. В общем, герой “Песочного человека” влюблялся в незнакомку, но узнав, что она - кукла, сходил с ума и погибал.

Иллюстрация к "Песочному человеку", автор Н. Микрюкова
Иллюстрация к "Песочному человеку", автор Н. Микрюкова

Буквально через несколько лет сказки Гофмана, в том числе, “Песочного человека” перевели на французский. И пользовались они во Франции большим успехом. К примеру, в 1844 году переложение “Щелкунчика” Гофмана сделал Дюма.

Спустя 50 лет, в 1867 году в Париже проходила Всемирная выставка, на которой была представлена Галерея машин. Судя по всему, именно новая волна моды на автоматы подсказала руководству Парижской оперы идею - поставить балет, где действующим лицом стала бы кукла. Незадолго до этого композитор Лео Делиб, хореограф Артур Сен-Леон и либреттист Шарль Нюиттер успешно выпустили на сцене Парижской оперы балет “Ручей” - так что к ним и обратились с предложением поставить спектакль, где была бы задействована модная тема.

Галерея машин на выставке 1867 года
Галерея машин на выставке 1867 года

Нюиттер, как и Гофман, был юристом, но склонности к кошмарам и ужасам не имел. Он взял за основу “Песочного человека”, но все мрачные детали растерял по дороге, даже выбранное для героини имя Олимпия (так звали куклу) в процессе сменили на Сванильду.

Юный Франц увлечен прелестной молчаливой незнакомкой, которую может видеть лишь издалека, и не подозревает, что имеет дело с куклой и ее “отцом”, мастером Коппелиусом, которыей мечтает оживить свое произведение. Благодаря находчивости невесты Франца, Сванильды, все заканчивается весело и мирно - никакого безумия, никаких падений с башни, а старому мастеру за развороченную Сванильдой мастерскую заплатят городские власти.

Изначально спектакль планировали назвать “Нюрнбергская кукла”, но постепенно от точной локализации истории отошли - это давало большую свободу национальным танцам - и на свет появилась “Коппелия”.

-4

Хореограф Артур Сен-Леон был одержим славой. Он готов был ехать в любой город мира, работать с любой труппой, выискивать таланты и практически вручную их выращивать - лишь бы добиться настоящего успеха. Много и достаточно успешно работал Сен-Леон в России, но до славы Петипа, который пришел ему на смену, дотянуться он так и не смог. В Парижской опере Сен-Леон работал в свободное от российских театров время, поэтому подготовка к “Коппелии” заняла довольно много времени.

Артур Сен-Леон
Артур Сен-Леон

Впрочем, проблемы были не только в графике Сен-Леона.

Вокруг исполнительницы главной роли долго шли бои, но в итоге была выбрана Адель Гранцова: выбор хореографа поддержало руководство театра.

Адель была давней протеже Сен-Леона, он фактически сочинял балет на нее и ее данные. Но… в 1868 году Гранцова тяжело заболела. Ее ждали целый сезон, но безрезультатно. Стало понятно, что нужно искать другую исполнительницу. Сен-Леон и директор Парижской оперы Перрен буквально перетрясли все имеющиеся в Европе кадры, к поиску балерины привлекли даже композитора! В итоге, первой Сванильдой стала совсем юная, 15-летняя ученица парижской школы Мадам Доминик (той же, что учила Гранцову) Джузеппина Боззаччи. Репетиции балета шли целый год, с мая 1869 по май 1870 года.

Джузеппина Боззаччи - Сванильда
Джузеппина Боззаччи - Сванильда

25 мая 1870 года “Коппелия”, прелестный шаловливый балет, авторы которого отчаянно старались увести зрителей подальше от все более пугающей действительности, увидела свет.

Тут надо напомнить, какая ситуация была в тот момент в Европе. Призрак войны был уже совсем не призраком, и, как часто бывает в такие времена, в людях очень силен был дух эскапизма. Тот же Делиб, что всю жизнь мечтал работать в легком жанре, отчетливо понимал, что трагедия (которая его не привлекала) и сатира (которая его привлекала, но, кажется, сходила с рук лишь Оффенбаху) не востребованы, и уводил зрителей в прекрасные воображаемые миры. “Сильвия”, “Коппелия”, “Лакме” - все красиво, романтично и почти без социальных намеков. Впрочем, воинственная тема в “Коппелии” была. Была там и Война, Воинственный танец, и амазонки, и Мир, и Часы с быстротечностью времени. В нынешней редакции, что можно увидеть в Большом, осталась лишь Folie - безумие. Говорят, что в начале XX века Воинственный танец еще был, но никаких записей о нем не сохранилось.

Лео Делиб
Лео Делиб

Итак, премьера отгремела. Казалось, все авторы “Коппелии” наконец добились своих целей. Сен-Леон поставил свой, возможно, лучший спектакль (правда, рецензии, в основном, опять хвалили балерину и композитора). Перед Боззаччи открылись двери музыкальных театров мира.

Было было 25 мая. А 19 июля Франция объявила войну Германии. Театры еще какое-то время работают, и 31 августа Джузеппина в 18-й - и последний - раз танцует Сванильду.

2 сентября 1870 года Артур Сен-Леон умер от сердечного приступа за столиком парижского кафе. Ему было 48 лет.

А в ноябре, в день своего 17летия, умерла от оспы, эпидемия которой пришла вместе с войной, Джузеппина Боззаччи. Адель Гранцова вернулась на сцену, но Сванильдой уже никогда не стала - она умерла в 32 года, пережив Сен-Леона и Боззаччи на семь лет.

Через год балет вернулся на сцену Парижской оперы - но это была уже совсем другая история.

А еще через 13 лет Мариус Петипа поставит свою “Коппелию” в Санкт-Петербурге. По иронии судьбы его спектакль вытеснил работу Сен-Леона с мировой сцены так же, как, в свое время, сам Петипа вытеснил соперника из России. “Танцы вновь сочинены, и балет поставлен г-ном Петипа” гласила афиша. Впрочем, работа самого Петипа так же подвергалась корректировке - через десять лет после премьеры, в 1894 году, когда Петипа тяжело болел, спектакль почистил и дополнил Энрико Чекетти.

Автоматы из "Коппелии"
Автоматы из "Коппелии"

Следующее обновление случилось в 1904 году. А в 1903м директору Императорских театров поступило предложение записать спектакли по системе Степанова. Артист Николай Сергеев создал уникальный архив нотаций, который сейчас хранится в Гарварде - именно на нем основывается сейчас большинство реконструкций балетов.

Сергеев поставил по своим записям “Коппелию” в Лондоне, но, как полагают специалисты, сделал это исходя из тогдашних возможностей английского балета. Вместо 8 подруг Сванильды - 6, в вальсе часов вместо 24 балерин - 8. Гуляла даже такая шутка, мол, это 8 рабочих часов.

В Париже за восстановление версии Сен-Леона взялся Пьер Лакотт. Его редакция идет в Школе Парижской оперы, там есть много интересных деталей, но, похоже, от оригинала Лакотт, никогда не стремившийся к аутентичности, ушел довольно далеко.

Микаэль Денар, Жислен Тесмар и Пьер Лакотт в "Коппелии"
Микаэль Денар, Жислен Тесмар и Пьер Лакотт в "Коппелии"

В России на основании нотаций Сергеева спектакль Сен-Леона, Петипа, Чекетти по версии 1894 года восстановил Сергей Вихарев. В 2001 году спектакль был возрожден в Новосибирске, а в 2009 году состоялась премьера спектакль в Большом театре. При всей кажущейся легкости “Коппелия” потребовала от труппы огромных усилий, стиль “парижской штучки” предполагал безупречные стопы.

Сергей Вихарев и Мария Александрова на репетиции
Сергей Вихарев и Мария Александрова на репетиции

К 200летию Петипа Вихарев должен был обновлять спектакль в Большом. Но… За несколько месяцев до этого события хореограф трагически погиб, продолжив грустную летопись “Коппелии”.

В апреле 2018 обновленная, увы, без участия Вихарева, “Коппелия” вновь заиграла всеми красками виртуозности на сцене Большого.

Сцена из балета "Коппелия", Большой театр
Сцена из балета "Коппелия", Большой театр

И была снята для проекта “Большой балет в кино”, где мы и предлагаем вам встретиться с этим очаровательным спектаклем 2 мая.