На этот портрет хочется смотреть и смотреть, не отрываясь. В каталоге работ Филиппа де Ласло модель с него описана очень изысканно и загадочно: «Портрет создан в три четверти, и особа на нем изображена едва склоненной влево, словно она чутко прислушивается к зрителю. Голова модели повернута и смотрит направо. Актриса изображена художником в темно-бордовом вечернем платье, левый локоть и правое предплечье ее свободно расположены на маленьком столике, в правой руке она держит веер, а в левой- - изумрудное распятие, висящее на цепочке.
Холст, масло, 122,6 х 96,5 см (48 ¼ х 38 дюймов)»
Как видим, картина - небольшого размера и портрет предназначен для частного, семейного подарка, но от этого он не менее драгоценен для зрителей.
Кто же изображен на нем? Постараюсь Вам рассказать, что мне удалось узнать о пленительной женщине, модели, поражающей наше воображение и много лет спустя. Портрет написан маэстро Ласло в 1935 году, по заказу, просьбе капитана Астли, первого мужа модели, и первый его вариант, эскиз, был не завершен. Да и третий тоже. Художник словно не желал с моделью расставаться. Он писал в своем дневнике: “Я так рад, что завершение портрета не будет означать конец сеансов, и Мадлен Кэрролл с большим нетерпением ждет возможности возобновить свою работу над эскизами”.
***
Мадлен Кэрролл родилась 26 февраля 1906 года в Вест-Бромвиче, это - старшая дочь профессора Джона Кэрролла и его жены Элен Туайон. Получив домашнее образование, она поступила в Бирмингемский университет в возрасте всего пятнадцати лет, где получила степень бакалавра французского языка. Она выступала в Драматическом театральном обществе Бирмингемского университета, прежде чем появиться в театре "Уинтер Гарденс" в феврале 1927 года в "Плети". Несмотря на желание отца, чтобы она преподавала французский, как он, она все таки нашла истинное призвание к актерскому мастерству и решила осуществить свою мечту.
***
Мадлен Кэрролл прославилась, как актриса в начале 1930-х годов, благодаря успеху таких фильмов, как "Я был шпионом" и "Школа скандала". Альфреда Хичкока очень привлекала ее "ледяная красота", и она стала "блондинкой Хичкока" в "39 шагах" (1935) и "Секретном агенте" (1936). Впоследствии она была одной из первых британских актрис, которым предложили крупный контракт в Голливуде, где она и продолжила свою карьеру. Мадлен также снялась с Гэри Купером в фильме "Генерал умер на рассвете" и с Рональдом Колманом в фильме "Узник Зенды" (1937), который получил две номинации на премию "Оскар".
Актриса приняла американское гражданство в 1943 году. После смерти своей единственной сестры Маргариты во время бомбежки в Лондоне, Мадлен какое то время не могла работать, и как волонтер Красного Креста помогала в полевых госпиталях на территории Италии сестры медицинской службы.
В январе 1946 года французское правительство наградило ее орденом Почетного легиона. Миссис Астли также сотрудничала с ЮНЕСКО и много сделала для помощи детям, чьи жизни были разрушены во время войны. Она вернулась в США осенью 1947 года и возобновила свою карьеру. Она имела большой успех на Бродвее в мюзикле "Прощай, моя фантазия". Последним ее фильмом, в котором она появилась, был "Поклонник" (1949) режиссера Отто Премингера. Затем она отклонила все предложения режиссеров, чтобы посвятить себя своему мужу Эндрю Хейскеллу, в браке с которым у нее была дочь Анна-Мадлен, родившаяся в 1951 году. Хотя актерская карьера Мадлен Астли была относительно короткой, актриса имеет памятную звезду на Голливудской аллее славы - за выдающийся вклад в киноиндустрию.
Она была замужем четыре раза (первые три ее брака были расторгнуты): первый-за капитаном Филиппом Астли с 1931 по 1939 год, второй - за Стирлингом Хейденом, с 1942 по 1946 год, третий-за Анри Лаворелем, с 1946 по 1949 год и, наконец, за Эндрю Хейскеллом с 1950 по 1965 год.
После войны она провела свои первые годы на пенсии - в Париже, с матерью, а затем в Испании. Ее дочь умерла в 1982 году, вскоре после родов. Сама же Мадлен Керролл умерла от рака поджелудочной железы в Марбелье, 2 октября 1987 года, совсем ненадолго пережив свою дочь. Быть может, от неизбывной тоски по ней.
Сейчас уже мало кто помнит саму Мадлен Астли - Хейскелл, и ее картины. Но на нас по прежнему пленительно смотрит обворожительная незнакомка с полотна Ласло. И нам хочется на нее смотреть. Не отрываясь.