ПРЕДЛОЖЕНИЕ № 3
ООД по созданию народной партии «За правосудие, правопорядок и свободу» считает, что Федеральный закон от 03.07.2018 N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" нарушает конституционные прав а и свободы осужденных по 228 (ч. 2 , 3), 228.1 УК РФ. Указанный закон не соответствует Конституции РФ, ее статьям 15 (ч. 1), 19 (ч.1, 2), 22, 50 (ч.1), 55, ст. 76 (ч.3).
Часть 3.2 статьи 72 УК РФ в новой редакции ставит возможность зачета времени под стражей из расчета один день за полтора для отбывания наказания в зависимость от статьи Особенной части данного Кодекса, по которой осуждено лицо, в частности не позволяет засчитывать время содержания под стражей с коэффициентом 1,5 осужденным за преступления, предусмотренные статьями 228 (ч. 2 , 3), 228.1 УК РФ, что является дискриминацией по отношению к осужденным по этим статьям , особенно к женщинам.
Доводы в обоснование нарушения конституционных прав обжалуемыми законоположениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
Дифференциация мер уголовно-правовой ответственности должна отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности.
В данном случае законодатель не адекватно оценил все обстоятельства для осуществления дифференциации мер уголовно-правовой ответственности разных категорий осужденных, в результате чего осужденные за преступления, предусмотренные статьями 228 (ч. 2, 3), 228.1 УК РФ, оказались в дискриминационном положении, особенно женщины что подтверждается следующим:
1. В качестве предпосылки к принятию данного закона явились нарушения прав обвиняемых, содержащихся под стражей, обозначенные в постановлении Европейского Суда по правам человека от 10 января 2012 г. по делу «Ананьев и другие против России» (жалобы № 42525/07 и № 60800/08), принятое в связи с обжалованием нечеловеческих условий содержания заявителей под стражей в следственных изоляторах. Из указанного постановления ЕСПЧ следует, что при содержании заявителей под стражей допущено нарушение ст. 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Условия в российских изоляторах признали пыточными, бесчеловечными и унижающими достоинство лиц, которые не были осуждены.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах. В следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые размещаются в закрытых камерах и практически не имеют возможности для занятий каким либо видом деятельности. В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе.
В то же время большая часть подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, по приговору суда направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее.
Осужденные к лишению свободы в исправительных колониях общего режима проживают в общежитиях, имеют возможность длительное время находиться на свежем воздухе, заниматься трудом, получать образование или профессиональную подготовку, участвовать в спортивных и культурно-массовых мероприятиях.
3. Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендацию Rec(99)22 относительно переполненности тюрем и чрезмерного увеличения контингента тюрем, в соответствии с которой в случае назначения судом наказания, не связанного с содержанием осужденного в камере, целесообразно засчитывать время, проведенное в местах содержания под стражей, в срок отбывания наказания с коэффициентом большим единицы. Европейский Суд по правам человека при рассмотрении жалоб осужденных исходит из того, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий отбывания назначенного судом уголовного наказания.
В связи с этим подготовлен настоящий федеральный закон, призванный компенсировать издержки, возникающие в результате отсутствия в настоящее время возможности у государства для приведения в полном объеме условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в соответствие с международными стандартами.
Как указано в пояснительной записке к проекту обжалуемого закона «Данная новелла направлена на восстановление прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенных во время их содержания под стражей».
4. Авторы закона, признавая суровость условий содержания в следственных изоляторах и местах отбывания наказания, исходят из важности соблюдения принципа справедливости, который реализуется практически во всех странах Европы. Вместе с тем законодатель почему то принцип справедливости применил выборочно, ни ко всем осужденным. На каком основании осужденные по ст. 228 (ч. 2 , 3), 228.1 УК РФ лишены права на восстановление своих прав и законных интересов, тем более условия содержания в СИЗО признаны ЕСПЧ пыточными, унижающим достоинство человека? На каком основании в отношении этих осужденных отменены принципы гуманизма, закрепленные статьей 7 УК РФ, тогда как эта статья не содержит никаких исключений для осужденных по каким то определенным статьям, к которым допускается причинение физических страданий и унижение человеческого достоинства? Совершенно очевидно, что часть 3.2 статьи 72 УК в новой редакции противоречит статьям 6 и 7 УК РФ.
5. Считаем, что Федеральный закон №186-ФЗ не соответствует статьям 15 (ч.1), 19 (ч.1, 2), 50 (ч.1), 55, 76 (ч. 3) Конституции РФ, поскольку не позволяет засчитывать время содержания под стражей осужденным за преступления, предусмотренные статьями 228 (ч.2, 3), 228.1 УК РФ, при том, что эти статьи являются ненасильственными и в уголовных делах по этим статьям отсутствуют потерпевшие.
Кроме того, согласно принципу справедливости (ч.2 ст. 6 УК РФ) никто не может быть наказан за одно и то же преступление несколько раз. Сами по себе статьи 228 и 228.1 УК РФ, не смотря на отсутствие потерпевших по этим преступлениям и не насильственность преступлений, предусматривают чрезмерно огромные сроки наказания, больше чем за убийство. Таким образом, самим применением Особенной части данного Кодекса, по которой осуждено лицо, уже учтена дифференциация меры уголовно-правовой ответственности разных категорий осужденных.
Не смотря на чрезмерно суровое наказание по этим статьям, статья 79 УК предусматривает еще дополнительное наказание для лиц, осужденных по ст.228, 228.1 УК, увеличивающий срок наказания, согласно которой право осужденных по этим статьям на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания наступает после фактического отбытия не менее 3/4 срока наказания, тогда как осужденные за тяжкие преступления по другим статьям, в том числе и за убийства, такое право получают, отбыв не менее 2/3 наказания.
К тому же осужденных по этим статьям никогда не включают в список амнистированных, что является очередным наказанием государства, применяемым к этой категории осужденных. Таким образом, Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» является явно дискриминационным по отношению к категории лиц, которые осуждены по ст.228 и 228.1 УК РФ и фактически является применением очередного дополнительного наказания государства к этой категории осужденных, увеличивая и без того огромный, не соизмеримый содеянному срок лишения свободы.
Такой подход законодателя, исключающий льготы зачисления срока осужденных по ст. 228 (ч.2, 3), 228.1 УК РФ, особенно для женщин, не логичен, законодатель при принятии этого закона явно не руководствовался принципом разумности, гуманности и справедливости.
6. Законодатель не учел такой фактор, что согласно ст. 58 УК РФ для женщин исключен строгий режим содержания, а содержание в СИЗО по сути и по форме является содержанием строгого режима, а значит, не может избираться в отношении подозреваемых и обвиняемых женщин. Но по укоренившаяся преступной судебной практике женщин помещают в СИЗО и не осужденные еще женщины отбывают наказание в строгом режиме, который им приговором не не может быть назначен. Следовательно для женщин время в СИЗО должно было зачитываться, минимум вдвойне, для компенсации вреда, нанесенного государством за нарушении их прав, закрепленных ст. 22, 55 (ч.3) Конституции РФ на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом этот закон является дискриминационным вдвойне по отношению к осужденным женщинам, Женщины, находясь в СИЗО, отбывают наказание в более строгих условиях, чем им будет назначено судом.
7. Также законодатель не учел, что в СИЗО содержатся невиновные, для которых выбран строгий режим изоляции от общества. Согласно Конституции ст.49 п.1. каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно ст.14 п.1 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
8. Если исходить из цели Закона – соблюдения прав и законных интересов следственно-арестованных и осужденных лиц, направленности против бесчеловечных условий содержания в следственных изоляторах, совершенно не понятно, почему законодатель оставил без какого-либо внимания один из самых суровых для осужденных лиц периодов – процесс этапирования. Это еще одно доказательство неадекватности применения законодателем мер, направленных на компенсацию вреда осужденным, нанесенных ущемлением их прав государством.
Законодатель не учел вышеуказанные обстоятельства, что привело к нарушению прав отдельных категорий осужденных, а именно осужденных по ст. 228 (ч. 2, 3), 228 1 УК РФ, особенно женщин, поставив их в неравные условия по отношению к другим осужденным.
Просим уполномоченного по правам человека Москалькову Т.Н. выступить с инициативой о внесении изменения в пункт 3.2. статьи 72 УК РФ согласно которому: «Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 - 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 - 279 и 360 настоящего Кодекса». Исключить из 3.2. статьи 72 УК РФ осужденных за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228, статьей 228.1 УК РФ.
ООД по созданию народной партии «За правосудие, правопорядок и свободу»
24 апреля 2021 года