Прекрасная римская изгнанница родилась в 1513 году (или 1514), и могла бы украшать папские дворцы в Ватикане, если бы ее не сослали в Пьяченцу, а потом, в XVIII веке не увезли в Дрезден.
⠀
Причиной этому была сложная паутина интриг опутавших две великие династии: Медичи и Делла Ровере.
⠀
Картину Рафаэль писал для Юлия II из династии Делла Ровере.
Зная страсть святого отца ко всему грандиозному и новому, Рафаэль создаст работу необычного размера: 265 на 196 см и выберет основой не дерево, а холст.
⠀
Слева будет изображена фигура папы Сикста II, чтобы напомнить о Сиксте IV, строителе Сикстинской Капеллы, и, по одной версии дяди папы-заказчика, а по другой его родного отца.
⠀
Именно отсюда и придет к картине ее имя.
⠀
Кстати, имя Сикст в переводе с немецкого означало «непобедимый воин» и только гораздо позднее так стали называть ребенка, родившегося шестым.
⠀
Фигуру папы стоит рассмотреть внимательнее.
⠀
Его лицо – это портрет Юлия II. Великий воин, меценат, он пытался вернуть папству строгость и чистоту, а Риму – его былое великолепие.
⠀
Но к концу жизни груз замыслов, на которые у него не хватало силы, лег тяжелой ношей на плечи.
⠀
С отчаянной молитвой обращается он Мадонне и Младенцу, указывая им на мир, который так нуждается в христианском спасении, а надежды на человеческие силы больше нет.
⠀
Рядом с ним, справа, святая Варвара. На первый, беглый взгляд, она может показаться благороднее Мадонны.
⠀
Поза необыкновенно грациозна, лицо прекрасно, и в отличии от папы, страстно призывающего спасителя, ее черты излучают спокойную радость от его прихода.
⠀
А над ними по облакам торжественно шествует Мадонна с Младенцем.
⠀
Прекрасен замысел художника – фигуры обрамляет открытый занавес, это создает ощущение откровения, идущего свыше.
⠀
Лица ребенка и матери завораживающе живы и прекрасны. В них есть и знание о будущем и спокойная готовность принять неизбежное.
⠀
Необыкновенная красота живого образа с румянцем юности и взгляд проникающий в самую глубину души.
В какой-то момент становится понятно, что невозможно отвести от лика Пресвятой Девы.
⠀
Как Рафаэль смог его создать?
В письме своему другу Балдассару Кастильоне, художник открывает эту тайну.
Однажды ночью после горячей молитвы, утомленный работой он больше не понимал, где сон, где явь.
И вдруг на стене проступил светящийся лик Небесной Девы.
Он был необыкновенной красоты, и Рафаэль не мог оторвать от него взгляд.
Проснувшись утром, он тут же нарисовал врезавшийся в память образ и был всегда ему верен.
Поэтому, Мадонны Рафаэля так божественно возвышены, в воображении художника они сошли с небес.
Но увы, новый папа Лев Х из династии Медичи в глубине души ненавидел предшественника и оставлять в Риме картину, которая благодаря таланту Рафаэля всегда будет славить Юлия IIон не захотел.
Сложно представить, что чувствовал Рафаэль, когда прекрасная Мадонна покинула Рим навсегда.
Если хотите узнать еще больше интересного о Риме и Ватикане, подписывайтесь на мой канал Яндекс Дзен Ключи от Рима.
И заходите в гости в мой Инстаграм!