Просто так с улицы сюда не войти. Консьержка неохотно, но может выслушать через стеклянную дверь вашу просьбу и даже разглядит наметанным взглядом, что никакие вы не жулики или вандалы. А открывать всё равно не станет. Лично наблюдал эту непреклонность и полное безразличие к тем, кто захотел разглядеть знаменитый дом изнутри.
Но нам повезло и не один раз, а дважды. Во-первых именно здешнюю квартиру мы выбрали местом съёмок. Во-вторых, предстояло большое и интересное интервью, о нём в самом конце. Всего-то и надо было, что снять приглянувшуюся жилплощадь через сервис аренды. Другое дело, что ради одной экскурсии по этажам слишком уж жирно - 5500 руб. за сутки.
Даже по меркам старой жилой застройки дом Нирнзее изнутри представляет собой очень нетипичное зрелище. Огромной ширины и уходящие за горизонт коридоры, куча всяких закоулков, неподдающееся привычной логике расположение лифтовых шахт и наконец сама квартира.
Кроме высоких потолков ничем другим она не оправдала ожиданий. Просторная однокомнатная... Но где же кухня?
Вместо неё узкий проход к туалету, в котором разместился весь необходимый для приготовления пищи минимум. Слава Богу, нам здесь не надо было готовить, да и жить тоже.
Хотя спрятанная в алькове кровать обещала комфортный сон, а набор мебели - нестеснённое бодрствование.
В оформлении стен присутствует лепнина. Печальные с гитарой ангелочки, вряд ли из "культурного наследия". Скорее кичливый новодел одного из советских или постсоветских хозяев. Да и сам Нирнзее строил немного для другой аудитории - небогатых, одиноких служащих, которым подобная мишура просто до лампочки.
Те же, кто решил использовать это помещение под гостиничный бизнес, а товарищ, с которым я договаривался, по моим ощущениям лишь оператор, обслуживающий несколько объектов, не стали заморачиваться и делать стильный интерьер. Такая квартира для посещающего столицу на 2-3 дня гостя и так хороша, всё под боком. Но, собственно, больше здесь и разглядывать нечего. Главный предмет исследования теперь за порогом такой же, как кухня, узкой прихожей.
Коридор - хорошее место для того, чтобы составить первое впечатление о жильцах дома. Тут не спрячешься в тамбуре с двумя-тремя квартирами, каждая дверь на виду, а в ней первые, едва проступающие черты собственника. Кто-то врастает в эти стены на века, кто-то довольствуется самым необходимым, есть и почти аскеты, примитивная крашеная филёнка - больше и не надо.
Кое-где проглядывают привычки доверительного коммунального быта - велосипед прямо на площадке. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что бдительности жильцы не теряют - велик прикручен к перилам замком.
А вот загадочная надпись "Отдел кадров". Интересно, от какой конторы и что эти кадры тут решают. В прежние времена в доме были редакции журналов. Наверняка, и сейчас кто-то разместил здесь офис. Но почему кадры особняком?
Ха, всё просто! Надпись устарела, а за дверью любого любопытствующего ожидает разочарование - всего лишь мусоропровод.
В конце коридоров окна и они, пожалуй, самые притягательные места всей обширной инфраструктуры дома. Где еще в такой близости можно полюбоваться на московские крыши и центр столицы не прибегая к помощи Google map?
Фойе подъезда просторное и даёт наглядное представление о том, как оно выглядело в момент заселения дома в 1912 году, или чуть позже. Для убедительности тут же оформлен стенд с историческими фотографиями. То есть о людях, интересующихся историей всё-таки думают. Только пускать не хотят.
Даже нам, заплатившим свои кровные за аренду, "посчастливилось" испытать на себе КГБ-шную хватку консьержки, стоило только забыть ключ от магнитного замка и войти вовнутрь следом за кем-то из жильцов. Этот вертухай в юбке тут же учинила допрос с пристрастием и едва была не послана на три буквы.
Осматривать дом снаружи - удовольствие отдельное. Но об этом не раз и не два уже было написано. Поэтому ограничусь только ссылкой на упомянутое в начале интервью.
Снимали мы, и не только в этом месте, Михаила Крутихина. Человек он чрезвычайно интересный, но, пожалуй, самая привлекательная сторона общения с ним это его искренность - в оценках, в воспоминаниях... А вспомнить бывшему корреспонденты ТАСС в Иране и на Ближнем Востоке и одному из самых известных экспертов современного нефтегазового рынка есть что. Поэтому, если будет любопытно, взгляните: