Найти в Дзене
Перекрестки Истории

Насколько фильм Троя отличается от "реальной" Троянской войны. Мое мнение часть 2

Оглавление

Всех приветствую на моем канале. Спасибо, что читаете и уделяете время. В предыдущей статье я писал о фильме - эпике, или пеплуме - как такие фильмы было принято обзывать в "жирные нулевые", под названием "Троя" и в основном посвятил статью предыстории Троянской войны - одного из самых ярких эпизодов древности, но с точки зрения мифологии.

И остановился на том, что Геракл пришел под Трою с флотом, убил вреднючего царя Лаомедонта, обманывавшего всех и вся - от богов олимпийцев, строивших ему мощные стены, до героев - спасших его дочь из пасти злобного змея.

Приам, оставленный Гераклом царем Трои правил долго и счастливо, ну или почти счастливо. Тем временем в параллель троянско-азиатским делам на греческой земле творились свои, не менее интересные дела.

Гера не забыла Фетиде освобождение Зевса во время последнего мятежа, после чего ей пришлось повисеть с грузилами на ногах, однако вынуждена была простить свою подопечную, потому что та уклонилась от интимной связи с Зевсом.

Свадьба Пелея и Фетиды. Амфорное изображение.
Свадьба Пелея и Фетиды. Амфорное изображение.

Верховный бог обиделся и повелел Фетиде выйти замуж за смертного мужчину, коим оказался эгинский царевич Пелей - мужик весьма известный в Греции. По происхождению он был внуком Зевса - его отец Эак был сыном верховного божества. Пелей - участник похода аргонавтов, Калидонской охоты и других значимых событий в греческой мифологии. Также он участвовал в походе Геракла под Трою.

Однако репутация у него была - не очень… Вместе со своим братом Теламоном они убили их третьего, сводного брата Фока из-за чего им пришлось бежать с острова Эгина. В итоге Пелей нашел пристанище в Фессалии, став царем местного племени мирмидонян. Вот за этого Пелея в итоге боги и выдали замуж Фетиду и от их брака родился тот самый Ахиллес Быстроногий.

Именно на свадьбе Пелея и Фетиды произошел знаменитый спор трех богинь, на предмет "кто на свете всех милее, всех румянее и белее". Дело в том, что на свадьбу Пелея и Фетиды собрались все олимпийские боги кроме одной - богини раздора Эриды. Последняя, чтобы отомстить за подобный игнор со стороны собратьев и сосестер прислала участницам торжества яблоко с надписью "наипрекраснейшей", которое вошло в историю как знаменитое яблоко раздора.

Богини тут-же начали спор за то кому должно достаться это яблоко. Наиболее активными были Гера, Афина и Афродита. Зевс, опасаясь очередного скандала в сонме богов отправил спорщиц за разрешением ситуации вместе с Гермесом в Троаду - область Трои, где они нашли Париса, спокойно пасшего овец и вообще не заботащегося о всякой ерунде.

Богини предложили юноше рассудить их спор и каждая пообещала за победу свои "бонусы": Гера - власть, Афина - славу великого воина, Афродита - любовь самой прекрасной женщины в мире. Парис был еще совсем юн, так что "играй мой гормон" возобладал над мудростью и рассудительностью и троянский царевич выбрал любовь, после чего отдал яблоко Афродите.

Далее вкратце произошло следующее. Самой красивой девушкой в мире оказалась Елена - дочь спартанского царя Тиндарея, хотя ее красота была такой, что злые языки поговаривали об отцовстве самого Зевса. Елену выдали замуж за Менелая - младшего брата микенского царя Агамемнона, последний был женат на старшей сестре Елены - Клитенместре. Причем Елена выбрала Менелая из "конкурса женихов" когда к ней сватались все известные герои Греции.

Спустя какое-то время - в один из дней в Спарту прибыло троянское посольство во главе с Парисом. Менелай, в то время уже царь Спарты радушно принял гостя в своем доме и повелел Елене заботиться о троянском царевиче, а сам тем временем отбыл на Крит. Далее произошла "классика жанра", когда двое молодых - Парис и Елена возлюбились и троянский царевич, вопреки всем законом гостеприимства и чести того времени увез жену Менелая в Трою. То есть обещание Афродиты сработало.

Вернувшись из Крита разгневанный Менелай собрал самых известных греческих героев - бывших женихов Елены, связанных клятвой прийти на помощь в случае обиды тому, кто в итоге станет мужем красавицы. Греческий флот собрался в порту Авлида - более тысячи судов, около ста тысяч воинов и отчалил к берегам Малой Азии = современной Турции дабы наказать святотатцев.

Теперь, собственно о самом фильме.

Елена Троянская (или Спартанская) в исполнении Дайаны Крюгер.
Елена Троянская (или Спартанская) в исполнении Дайаны Крюгер.

Фильм, вышел на российские экраны 20 мая 2004 года. Я посмотрел этот фильм, как ни странно, тоже в Уфе, в кинотеатре "Искра" - где полгода спустя посмотрел фильм "Александр". По некоторому стечению обстоятельств во время обеих премьер я находился в этом городе.

Фильм построен как эпический рассказ от лица Одиссея царя острова Итака, часто описываемого в Илиаде как "Одиссей Многоумный".

По сюжету Агамемнон ходит с войском по Балканскому полуострову и покоряет одну область за другой притом Бред Питт (пардон!) Ахиллес у него что-то вроде богатыря Пересвета в войске Дмитрия Донского - то есть бьется в индивидуальных поединках чтобы не было массовых сражений, и как следствия - гибели большого количества воинов. То есть Ахиллес вышел перед войсками, завалил за пару секунд представителя другого войска и… Агамемнон получил новую завоеванную территорию, Ахиллес - непонятно что, ибо судя по выражению лица героя, ни удовольствия, ни радости ему бои не приносили. Возможно - деньги, но об этом не говорится.

Поединок Ахиллеса с фессалийский бойцом.
Поединок Ахиллеса с фессалийский бойцом.

При этом отношения Агамемнона и Ахиллеса весьма странные, царь не скрывает своей ненависти к великому воину, а тот, в свою очередь открыто выражает царю Микен свое презрение и по большому счету слушается только старика Нестора - одного из воевод Агамемнона. В данном случае Агамемнон покорял Фессалию. Тем не менее, похоже эта ситуация на тот момент устраивала обоих. Кстати, хммм, город Фтия, в котором правил Ахиллес вообще-то фессалийский город. Вопрос- с каким царем Фессалии в стране Агамемнона воевал царь (по сути) Фессалии - Ахиллес? Вопросы опять таки к сценарию...

Ну далее... А в это время царь Менелай в Спарте принимал посольство троянцев во главе с Гектором, которого сопровождает юный Леголас вернее Парис - в честь высоких гостей закатан пир горой. Пока Гектор и Менелай искренне, по крайней мере внешне, радовались заключению мира между Спартой и Троей, Парис и Елена - царица Спарты и супруга Менелая переглядывались друг с другом, после чего под шумок всеобщей пьянки уединились и, собственно, совершили непотребство.

Менелай тем временем предался забавам с одной, или не одной, наложницей, а Гектор - с самого начала подозрительно относящийся к перевзглядам младшего брата и спартанской царицы, пошел того искать...

На обратном пути через море Парис внезапно демонстрирует Гектору увезенную Елену. Гектор, после нескольких тирад негодования все-таки решается продолжить путь в Трою, видимо понимая, что теперь уже ничего не исправить и проще отвезти беглецов в Азию, чем возвращать беглянку оскорбленному мужу и спартанцам.

Менелай, тем временем прибыл в Микены к брату Агамемнону, пожаловался на измену жены и вероломство троянцев и попросил помощи в предстоящем походе отмщения.

Агамемнону измена невестки брату была более чем кстати, ибо царь уже давно смотрел на Малую Азию как на лакомый кусок. Теперь же представился вполне обоснованный повод.

Позже Агамемнон в беседе с престарелым воином и героем Нестором обсуждали будущий поход, и Нестор прямо сказал царю, что без Бреда Питта (или Ахиллеса) Трою не взять. Агамемнон заявил, что не желает видеть знаменитого воина в своих рядах, так как Ахиллес его, то есть Агамемнона, ненавидит.

Однако Нестор убедил царя пригласить воина в поход, и в качестве парламентера направили того, к кому, во всяком случае по содержанию фильма, Ахиллес будет прислушиваться, то есть отправили Королевского Стрелка Шарпа вернее Неда Старка Одиссея Многоумного.

Одиссей Многоумный (он же Шин Бин).
Одиссей Многоумный (он же Шин Бин).

Тот прибыл во Фтию - в Фессалию, застал там Ахиллеса, тренирующего его так называемого побратима (кого?) Патрокла, и не без некоторых усилий красноречия попросил Ахиллеса поучаствовать в нарождающейся мегадрачке. Ахиллес, пошел на берег, встретил свою маму, испросив ее совета как поступить в будущем… В фильме так и непонятно кто же мать Ахиллеса - богиня? - но если так, почему она выглядела пожилой - ведь боги не стареют, или смертная женщина, но с даром предвидения…

В итоге Ахиллес соглашается, присоединяется к огромного греческому флоту и далее...

Больше спойлерить не буду. Отмечу, что фильм снят в целом по мотивам сказаний о Троянской войне - именно по мотивам. Вполне понятно, что авторы не ставили целью придерживаться буквального сходства с оригиналом, вернее оригиналами - в смысле источниками, по причинам, которым обычно режиссеры не ставят полнометражные фильмы по историческим событиям - дорого, и, возможно, скучно.

По моему субъективному мнению нередко бывает так, что исторический факт гораздо интереснее и круче киноверсии событий, хотя здесь надо учитывать особенности индустрии кино, специфики кинобизнеса и тд. Опять же - мнение и пожелания продюсеров и тд.

В фильме не идет речь ни о какой десятилетней осаде города, как это описывают древнегреческие сказания. Кстати, видимо понимая этот момент авторы вставили сцену, где старец Нестор говорит Агамемнону, что Троя может выдержать десятилетнюю осаду, на что тот рычит - не будет никакой десятилетней осады!

В фильме хорошо, на мой взгляд, показаны сцены ожидания скорой беды - когда город Троя и его окрестности вроде бы живут своей обычной жизнью, но охрана при Храме Аполлона активно сооружает укрепления, кузнеце больше куют оружия, воины суетятся, а обычные горожане пребывают в нервозном ожидании чего-то неотвратимого, страшного…

Боевые сцены в фильме, на мой взгляд поставлены вполне достойно. Их историчность конечно большой вопрос. Но не хочу распыляться сейчас на размышления соответствуют ли доспехи ахейцев = греков тому, что было у "народов моря" в XIII-XII веках до н.э. или не соответствует, реально ли так выглядели троянские воины или же они были один к одному как хетты (а как вообще выглядели хетты???). Возможно, тема соответствия киношного антуража реальным (а вернее относительно реальным) образцам - тему другой статьи.

За почти 163 минуты экранного времени всего битв было показано четыре: высадка ахейцев на побережье и атака на древний храм Аполлона; битва у стен Трои; сражение у кораблей, и, наконец итоговая битва уже не битва, а по сути резня - захват города греками.

Кроме того были индивидуальные поединки между несколькими главными героями - Парисом и Менелаем, Гектором и Аяксом. Кстати по одной из версий Аякс был по матери племянником Приама, то есть кузеном Гектора и Париса, хотя по более распространённой версии двоюродным братом Гектору и Парису приходился другой Аякс в армии ахейцев - Аякс Оилид (Аякс Малый). Ну и кульминационный - между Ахиллесом и Гектором.

Что касается самих героев фильма = Троянской войны

Заметил, что авторы фильма в чем-то похожи на Гомера в представлении главных героев. В фильме нет однозначно отрицательных или положительных персонажей - может быть единственный кого изобразили стопроцентным негодяем - Агамемнон - в исполнении Брайана Кокса. Этакий картинный гад, ничего не признающий кроме власти, славы и богатств.

Гектор - в исполнении Эрика Бана вроде бы весь из себя положительный - просто идеальный сын, брат и отец, любящий верный муж, благороден, справедлив, однако и ему не чуждо вероломство, пример- поступок при поединке его брата Париса с Менелаем.

Гектор с женой Андромахой и юным сыном
Гектор с женой Андромахой и юным сыном

Бред Питт в исполнении Ахиллеса, вернее наоборот, в целом неплох, но как мне кажется довольно однобок. Эдакий циничный воин - киллер, который вроде бы и не конченный злодей, но убивает с упоением, а потом заливается вином и впадает в угрызения совести. Он даже признался Патроклу, что видит всех тех воинов, что убил за свою жизнь - они приходят к нему во снах и говорят "Мы ждем тебя брат!".

Ахиллес Быстроногий, он же Бред Питт
Ахиллес Быстроногий, он же Бред Питт

Парис - в исполнении Орландо Блума, на мой взгляд - никакой. В той же Илиаде Парис хоть и терпит поражение в поединке с Менелаем, тем не менее участвует в боях и даже геройствует, несмотря на то, что покровительница Афродита несколько раз спасает ему жизнь (хотя в поэме боги многим своим подопечным жизни спасают, так что...). В фильме же Парис - просто избалованный, слабый юноша - царевич, прячущийся в тени своего старшего брата Гектора.

Одиссей в исполнении Неда Старка Шина Бина, ну… в целом неплох, хотя не блещет. Как ранее отмечал, фильм отчасти построен как-бы повествованием от имени Одиссея.

Приам - в исполнении престарелого, но от этого ничуть не менее мощного по таланту и харизме Питера О' Тула - очень даже крут на мой взгляд. Но персонаж тоже неоднозначный. С одной стороны он мудрый и справедливый правитель, любящий муж и отец. С другой- не может отнестись с пониманием советам сына - полководца и умелого воина об обороне города, предпочитая домыслы жрецов. Впрочем, здесь-то как раз может и есть некий отсыл к правде, так как не только в Древности, но и в Средние Века и даже в Новое время, правители нередко следовали за советами служителей культов, отдавая предпочтение мистическому вместо рационального.

Сцена встречи Приама с Бредом Питтом Ахиллесом, на мой взгляд, действительно впечатляющая.

В фильме отсутствуют воспетые поэмами яркие герои Троянской войны со стороны греков - Диомед сын Тидея, Аякс Малый (Аякс Второй) и многие другие, в то время как со стороны троянцев нет одного из их главных союзников - царя Сарпедона сына Зевса и практически отсутствует легендарный прародитель древних римлян - Эней Анхизид - сын троянского героя Анхиза и богини Афродиты. Впрочем Эней в фильме есть, но в отличие от эпического героя - по сути второго, после Гектора в силе и геройстве защитника Трои, вступившего в одном из сражений в единоборство с Ахиллесом, в фильме это всего лишь какой-то "левый" юнец, появившийся буквально на несколько секунд.

Парис вручает Энею меч Трои, чтобы тот сохранил его и нашел троянцам новый дом. Кстати согласно преданию Эней нашел троянским беженцам новый дом - в Италии. Считается, что потомки Энея и троянцев основали город Рим.
Парис вручает Энею меч Трои, чтобы тот сохранил его и нашел троянцам новый дом. Кстати согласно преданию Эней нашел троянским беженцам новый дом - в Италии. Считается, что потомки Энея и троянцев основали город Рим.

Финал у кинокартины достаточно, на мой взгляд, туповатый и плаксивый. Хотя сцены разорения города ахейцами показаны жесткими и местами кровавыми.

Тем не менее фильм смотрится вполне достойно. По сути это такой псевдо-исторический боевик, на основе сказаний о троянской войне, не претендующий на какие-то "высокие материи", но снят для того времени вполне хорошо, хотя прошло не так уж много лет - всего-то семнадцать!

Так, что если кто не смотрел - не буду рекомендовать настойчиво, тем более рекомендовать как фильм "на основе бессмертной Илиады Гомера". Там от той Илиады только имена, географические названия и кое какие еще вещи.

Тем не менее как фильм, способный скрасить вечер, убить время и, если вы не имеете никакого представление о древнегреческих эпосах - хотя бы немного с ними ознакомиться - вполне подойдет!

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!

С уважением, Vlad Marcus.