МАЙСИР
Часть 1: Майсир и бизнес риски: есть отличия
Люди азартны по своей природе. Именно поэтому азартные игры берут свое начало в глубокой древности. Какова позиция исламского права в отношении азартных игр. Азартные игры непременно вовлекают риск. А исламские финансы неразрывно связаны с принятием рисков....Почему же тогда ислам позволяет бизнес риски и запрещает «азартные» риски. Именно об этоми пойдет речь в этом посте.
Ислам безапелляционно отвергает азарт ввиду наличия в нем «гарар» и «майсир». Майсир дословно переводится как азартная игра (так называлась одна из азартных игр, популярная в доисламский период). Азартные игры, как мы знаем, это игры за деньги или ставки на победу, где игроки не контролируют результат игры. В широком смысле, в них присутствует неопределенность (гарар), а результат игры зависит не от способностей или усилий игроков, а от случая/удачи. К азартным играм относятся лотереи, карты, нарды, казино, напёрстки и т. д.
В современном обществе также бытует мнение, что азартные игры пагубны (Borna and Lowry 1987; McGowan 1997) и должны быть ограничены либо запрещены. Сторонники данной позиции полагают, что необходимо ограничить и бизнес спекуляции, например с деривативами, на фондовых рынках итп. Естественно, у них есть большая армия оппонентов, полагающих, что каждый индивид должен иметь право на принятие собственных финансовых и экономических решений.
Чем же отличается риск, встроенных в майсир, от бизнес рисков, и как исламское право трактует риски?
Правоведы считают, что риск оправдан при выполнении 3 условий:
• Он неизбежен
• Он незначителен
Неизбежность связана с тем, что для получения прибыли, наличие риска обязательно-неизбежно.
Согласно второму пункту, вероятность риска или убытка должна быть меньше вероятности успеха как требования для вхождения в бизнес/сделку.
Третье условие вытекает из первых двух. Цель любой экономической деятельности – создание ценности (разрешенный товар или услуга), которое естественным образом влечет принятие риска. Однако, сам по себе риск без создания ценности не имеет смысла. В этой связи рассмотрим два вопроса (1) в чем же разница между бизнесом решением и решением основанным на азарте, учитывая что оба решения вовлекают вложение денег, и (2) в чем причина запрета вовлечения в азарт и когда бизнес может принять черты запрещенного азарта с точки зрения исламского права.
Часть 2: Слепая вера против осознанности выбора
Любой бизнесмен прежде чем начать свой бизнес изучает его перспективность, оценивает вложения и затраты, изучает проблемы, анализирует разные сценарии итд. Любое бизнес решение это решение в условиях неопределенности. Такие решения принимаются только если вероятность успеха оценивается выше вероятности его провала.
Именно этот элемент осознанности выбора (на основе учета различных факторов) в принятии бизнес решения полностью отсутствует в ставках, лотереях и азартных играх. Азартные игры процветают только за счет слепой веры в удачу и чудо (насколько мизерными они бы ни были), заманчивость выйгрыша и чрезмерную алчность. В интернете достаточно информации об абсолютной мизерности шанса на выйгрыш. Приведу лишь один пример из investopedia
....Math is the universal language, and it rarely ever lies. Each game you play at a casino has a statistical probability against you winning. Every single time. This house advantage varies for each game, and helps ensure that over time the casino won't lose money against gamblers. For people who are really good at Blackjack, the advantage for the casino might only be 0.5%, but certain types of slot machines might have a 35% edge over a player, and other games fall somewhere in between. The slot machine odds are some of the worst, ranging from a one in 5,000 to a one in about 34 million chance of winning the top prize when using the maximum coin play..... the more you play, the more the math works against you and the better the chances are of you walking out of the casino with less money in your wallet than when you came in.)
Втягиваясь в азартные игры, каждый изначально (а) осознает наличие минимального шанса на выйгрыш (против огромного шанса потерять все деньги) и (б) принмает именно азартное-эмоциональное решение «играть».
Из этого следует вывод, что любое бизнес решение может превратиться в азартное, а значит запрещенное если в нем присутствует фактор удачи вместо расчета (что часто присутствует в спекуляциях на рынках форекс и капитала) и фактор изначального знания о минимальности успеха/выйгрыша.
Исламское право учит нас в любом деле принмать осознанные (бизнес) решения на основе знания, опыта, анализа и прочих факторов (т.е. приложения данного нам интеллекта) не поддаваясь сиюминутным эмоциям, азарту, инстинктам и призрачной вере в чудо.
Часть 3: Майсир и теория игр
Давайте теперь рассмотрим, как майсир связан с теорией игр. На самом деле эта теория имеет непосредственное отношение к бизнесу, так как бизнес отношения можно подразделить на 3 категории:
• Игры (бизнес отношения) взаимного выйгрыша, когда обе стороны имеют общие интересы и либо выигрывают вместе либо теряют вместе. Классическим примером здесь может служить партнерство (мушарака или мудараба), где партнеры вкладывают материальные и предпринимательские ресурсы с намерением получать прибыль. Поэтому такие игры ведут к гармонии между парнерами и их эффективному сотрудничеству ради общей цели. Исламское право всецело поощряет такую форму сотрудничества.
• Игры с нулевым эффектом, в которых одна сторона выйгрывает за счет поражения/убытка/потери другой стороны. Наиболее очевидным примером такой игры являются азартные игры, лотереи и тому подобные бизнес решения азартного характера. Исламское право однозначно запретило любой вид азарта и его проявления, включая бизнес решения основанные на азарте по целому ряду причин:
- Явная несправедливость в распределении богатства, когда несколько человек (например, победителей лотереи или выйгравших в казино) наживаются (и, как часто бывает, также быстро транжирят и растрачивают огромные богатства свалившиеся на них без какой либо заслуги) за счет десятков/сотен тысяч людей бесцельно потерявших свои деньги.
- Ситуация неравного обмена, когда происходит передача богатства (денег для лотерии или азарной игры) без получения контр-ценности взамен. Таким образом, такой неравный обмен представляет собой «пожирание чужого имущества», что однозначно запрещено Всевышним (4:29).
- Азарт не создает никакого экономического блага. В соответствии с исламским правом, расходование/инвестирвоание средств должно быть всегда направлено на создание блага/полезных активов или услуг. Тогда как азарт только перераспределяет существующие ресурсы между участниками на несправедливой основе, что можно сопоставить с узаконенным воровством (так что богатеет меньшинство за счет большинства)
- Азартаные решения всегда основаны на удаче, а не на осознанном выборе. Всевышний же всегда поощряет нас делать взвешанные осознанные решения применяя свой интеллект.
- Азартные решения всегда исходят из позиции проигрыша ввиду мизерности шанса выйгрыша. Ислам поощряет нас входить в бизнес/расходовать ресурсы только если мы уверены в успехе проекта, что полностью противоречит концепции азартных игр.
- Азартные игры провоцируют бездеятельность, жажду легкой наживы, детскую веру в чудеса и инфантильность. Ислам же поощряет нас работать и зарабатывать деньги честным трудом.
- Азартные игры и такие же бизнес решения всегда ведут к расслоению общества на богатых и бедных, тогда как ислам всегда исходит с позиции социальной справедливости.
- Азартные игры, как и алкоголь и наркотики вызывают зависимость, ведут к психологическо-эмоциональной нестабильности, поощряют антисоциальное поведение и отвлекают от действительно важных забот.
- Азартные игры и огромные убытки от таких бизнес решений часто приводят к росту приеступности, суицидов, семейным конфликтам, разводам и прочим бедам и трагедиям.
Источник официальных научных исследований о суицидальных патологиях азартных игроков).
Именно ввиду наличия серьезнейших экономических, социальных и психо-эмоциональных последствий, Всевышний запретил (2:219; 5:90-91) азартные игры и решения принимаемые безрассудно и необдуманно, только на основании веры в удачу.
• 3я категория - игры смешанного типа. Здесь смешиваются две предыдущие категории – т.е. категория сотрудничества и конфликта. В сущности большая часть экономической деятельности представляет собой игры смешанного типа. В соответствии с принципами фикхуль муамала, вступать в такие сделки/отношения позволительно только при условии преобладания «взаимного выйгрыша» над «нулевым эффектом».
Часть 4: Спекуляция и тюльпановый кризис
Есть и те, кто ввиду своего незнания основ и мудрости запрета азартных игр, умудряются защищать азарт, проводя параллели с рискованными бизнес решениями. Например, когда бизнесмен начинает новый бизнес, либо фермер засеивает свои поля не зная насколько плодородным будет его урожай. Такие параллели абсолютно неуместны ввиду того, что бизнесмен и фермер принимают решения в условиях естественной неопределенности и эти решения основаны на их опыте, знании бизнеса, расчетах и прочих факторах. Кроме того, они создают дополнительное экономическое благо. Интересно какое благо создается от кручения рулетки....
Таким образом, ислам защищает жизнь построенную за счет честного заработка, на основе справедливости и морали, ведущую к созданию общественного блага. Тогда как азарт и спекуляции ведут к несправедливостям, безрассудству и отчаянию. Что касается финансовых отношений, то примером азарта и спепкуляций служат торговля деривативами в спекулятивных целях, определенные виды спекуляций на рынках капитала и форекс. Как мы знаем именно спекуляции на финансовых рынках или рынках недвижимости (подогреваемые ничем не подкрепленной денежной массой) были причинами всех величайших кризисов современности, кроме пожалуй первого в мире зарегистрированного масштабного спекулятивного тюльпанового крзиса в Нидерландах в 1637 году.
Посдений величайший глобальный кризис 2008 года свеж в нашей памяти (хотя он нас особо не коснулся ввиду относительной закрытости нашей экономики в те годы). Проблема со спекуляциями конечно же в манипулировании рыночными ценами, когда они существенно превосходят реальную ценность активов. Этот «излишек» является ничем иным как пузырем, который обязательно лопнет в один день. Соответственно, исламское право запрещает такие спекуляции, чтобы защитить общество (которое массово вовлекается в создание легких денег) от печальных последствий таких спекулятивных пузырей.
Спекуляции предотвращаются естественным образом в исламских финансах путем прямой связки финансовых и экономических потоков (не позволяя вновь и вновь создаваемым деньгам гоняться за уже существующими активами), ибо основой основ исламских финансов является экономика в которой денежные потоки тесно связанны с экономическими потоками в процессе создания дополнительного экономического блага (актива или услуги).