Очень сложные часы
К часам с турбийоном я отношусь с недоверием. Есть много часовых усложнений – хронографы, годовые и вечные календари, репетиры и прочее. Эти усложнения несут определенные функции – кому-то нужные, кому-то не очень, но при этом вполне понятные. Функция же турбийона загадочна. Луи Бреге придумал эту сложную конструкцию два с половиной века назад для борьбы с вечным врагом точности часов с пружинным балансом – силой тяжести. Он поместил узел баланса в специальный картридж и заставил этот картридж вращаться вокруг своей оси. Таким образом, точность хода часов не должна зависеть от положения колеса баланса – оно все время крутится. Да, но крутится-то только в одной плоскости... Это как-то работало, возможно, для карманных часов, которые либо носили вертикально в часовом кармане заводным ключом вверх, либо держали горизонтально на столе. С наручными часами, вынужденными менять свое положение в пространстве совершенно непредсказуемо и во всех плоскостях, такой фокус не проходит. Недаром с их появлением о турбийоне быстро забыли. Ну, не совсем забыли – турбийон пытались вставить в наручные часы в 30-х годах ради интереса и демонстрации технического мастерства.
В 1947 году в Omega сделали несколько наручных часов с турбийоном для ежегодного соревнования хронометров. Но все это были, скорее, технические эксперименты. Вспомнили о турбийоне лишь во время Ренессанса механических часов в конце 1980-х – начале 1990-х, когда часы пичкали всякими усложнениями без меры и часто без смысла. Видимо, думали: что бы еще эдакое в часы впихнуть для удивления публики, - и тут вспомнили про турбийон. Штука сложная и, соответственно, дорогая – то, что нужно! Вот и появилась в наручных часах конструкция, предназначенная для часов карманных. С точки зрения инженерии, вклад «классических» турбийонов в точность хода часов неуловим. Первые серийные наручные часы с турбийоном выпустили JLC в 1993 году. Сегодня существуют несколько типов этих загадочных устройств, некоторые из которых вращаются даже в нескольких плоскостях. Турбийон – пожалуй, самое дорогое из часовых усложнений после репетира. Часы с турбийоном – игрушка статусная и малодоступная.
Модель, о которой идет речь, производили в самом конце 1990-х – начале 2000-х. Это было время брендов, возрожденных из пепла. Воссоздавать давно почившие, но когда-то известные бренды – было любимым занятием Николаса Хайека, основателя Swatch Group и одного из спасителей часовой промышленности Швейцарии. Современный Breguet – это его детище. Он выкупил эту уже давно существовавшую только на бумаге компанию, инвестировал в нее немалые деньги, заново запустил и раскрутил бренд Breguet, сделав из него возможного конкурента VC, AP и PP. В начале 2000-х в линейках Breguet появились несколько сложных моделей, в том числе и Breguet Tourbillon and Chronograph Ref. 3577.
Когда говорят о подобных часах, истинно важен не экстерьер, а интерьер. Иными словами, стоимость внешнего вида (корпуса, циферблата) - ничто по сравнению со стоимостью механизма. Механизм такого класса собирают только вручную из обработанных вручную же деталей. Здесь нет никакого роботизированного производства, характерного для более простых моделей и которое всегда так тщательно скрывается уважаемыми производителями. Поэтому в случае с 3577 прозрачная крышка, открывающая великолепный механизм, более чем оправдана.
Механизм 554.2 базируется на старом добром хронографе Lemania CH 27, разработанном еще в 1940-х годах. Классика, с колонным колесом и с щадящей детали механизма низкой частотой 18000 полуколебаний в час, дополнена классическим же минутным турбийоном. Старая компоновка – механизм не закрытый, видны прекрасно отделанные мосты с родиевым покрытием. 25 камней, монометаллический баланс, пружина баланса Бреге с самокомпенсацией. Картридж турбийона на двух полированных опорах, с привязанной секундной стрелкой, совершает один оборот в минуту. Механизм вручную, конечно же, настроен в шести позициях при различных температурах. Все сделано безупречно и без излишней вычурности. В общем, старая школа.
После восхищения «движком» можно оценить и все остальное.
Корпус, по нынешним меркам, небольшой – 38 мм в диаметре и 11 мм толщиной. Но за счет длинных ушек и большого, диаметром 32 мм, посеребренного циферблата часы не кажутся маленькими, они выглядят вполне современно. Общая длина (до конца ушек) 47 мм, почти как у Rolex Submariner. Ширина между ушками 20 мм, шпильки не пружинные, а резьбовые, из белого золота.
Мои часы изготовлены из 18-каратного белого золота и весят 108 грамм вместе с ремешком на раскладной застежке, сидят на руке достаточно комфортно, хотя застежка старого, классического образца и не так удобна, как современные.
Циферблат золотой, посеребренный, украшенный фирменным брегетовским гильоше, который ни с чем не спутаешь. Турбийон расположен на 12-ти часах, его вращение заменяет привычный бег секундной стрелки. Саму эту стрелку разглядеть на картридже трудно. На 6-ти и на 3-х часах находятся накопители хронографа. Стрелки черненные, с синевой. Циферблат довольно функциональный и сдержанный, без лишних украшательств.
Носить часы приятно, но, если честно, не слишком удобно – за счет тонких стрелок считывать время при недостаточном освещении порой бывает затруднительно.
Завод тугой, требует около 30 круток при полностью распущенной пружине и 13-15 при ежедневном подзаводе. Запас хода у часов – чуть более 50 часов. Можно заводить раз в двое суток…
Хронограф работает мягко и четко, как и ожидаешь от таких часов.
Да, главное! Точность хода совсем невыдающаяся – плюс 5-8 секунд в сутки. Я хронометрировал часы в шести различных положениях и получил разбросы немногим лучше, чем у других моих часов, лишенных такой необходимейшей для точности вещи, как турбийон. Правда, часы долго лежали без дела и, возможно, им требуется настройка…
Эти неординарные часы выпускались недолго, до 2006 года. Сколько всего их было выпущено – а модель 3577 делали в белом, желтом золоте и в платине – сказать трудно. По крайней мере, я такой информации не нашел. Но думаю, что немного. В современных линейках Breguet сочетание хронографа и турбийона представлено лишь в одной модели, и, как ни странно, спортивной – Marine 5837. И все же, несмотря на свою эксклюзивность, Breguet 3577 не стал коллекционной редкостью.
Breguet 3577 в белом золоте стоили семнадцать лет назад 136500 $. Это очень большие деньги – и тогда, и сейчас. За прошедшие годы их стоимость упала более чем в четыре раза. Сегодня такая модель стоит на вторичном рынке от 30000 $ до 40000$ и, боюсь, это еще не предел их падения. В чем же дело?
Объяснений тому несколько.
Во-первых, усложнения вышли из моды. Нынче в моде «святая простота». Это не значит, что от сложных часов совсем отказались, но спрос на них уже не тот, что раньше. И более всего упал интерес к турбийонам.
Во-вторых, размер корпуса по нынешним стандартам небольшой. Хотя уже идет откат на размеры 38-40 мм, модным все еще остается диаметр 41-43 мм.
В-третьих, драгоценные металлы сейчас, увы, не в тренде. Это опять же связано с модной концепцией кажущейся простоты. Вызывающее желтое, красное и белое золото часовых корпусов заменили демократичная бронза, светлый титан, керамика и композитные материалы.
В-четвертых, несмотря на все усилия Николаса Хайека, часовая публика так и не приняла Breguet ровней брендам с непрерывной историей и вереницей коллекционных винтажных моделей – таким, например, как PP или Rolex, и часы Breguet на вторичном рынке со временем лишь дешевеют.
И, наконец, в-пятых, после выпуска в 2016 году хронографа-турбийона TAG Heuer Carrera Heuer-02T стоимостью всего 17000 $ была подвергнута сомнению эксклюзивность турбийона как такового.
Интересно, что большинство сегодняшних предложений по продаже 3577 – в России. Марка Breguet была очень популярна в нашей стране лет двадцать назад, «богатые» золотые часы с удовольствием использовали как «подарки» заинтересованным сторонам, иначе – взятки.
И все же Breguet Tourbillon and Chronograph более чем достойны интереса и уважения. Пусть сейчас они не стоят той цены, на которую когда-то были рассчитаны, это не умаляет их технических достоинств и сдержанной красоты. Они - отражение своего времени. И таких больше не выпускают.