Найти тему
Часы и Мысли

Больше не выпускают. Breguet 3577

Очень сложные часы

К часам с турбийоном я отношусь с недоверием. Есть много часовых усложнений – хронографы, годовые и вечные календари, репетиры и прочее. Эти усложнения несут определенные функции – кому-то нужные, кому-то не очень, но при этом вполне понятные. Функция же турбийона загадочна. Луи Бреге придумал эту сложную конструкцию два с половиной века назад для борьбы с вечным врагом точности часов с пружинным балансом – силой тяжести. Он поместил узел баланса в специальный картридж и заставил этот картридж вращаться вокруг своей оси. Таким образом, точность хода часов не должна зависеть от положения колеса баланса – оно все время крутится. Да, но крутится-то только в одной плоскости... Это как-то работало, возможно, для карманных часов, которые либо носили вертикально в часовом кармане заводным ключом вверх, либо держали горизонтально на столе. С наручными часами, вынужденными менять свое положение в пространстве совершенно непредсказуемо и во всех плоскостях, такой фокус не проходит. Недаром с их появлением о турбийоне быстро забыли. Ну, не совсем забыли – турбийон пытались вставить в наручные часы в 30-х годах ради интереса и демонстрации технического мастерства.

Первые наручные часы с турбийоном, 1947 год.  Фото позаимствовано из интернета
Первые наручные часы с турбийоном, 1947 год. Фото позаимствовано из интернета

В 1947 году в Omega сделали несколько наручных часов с турбийоном для ежегодного соревнования хронометров. Но все это были, скорее, технические эксперименты. Вспомнили о турбийоне лишь во время Ренессанса механических часов в конце 1980-х – начале 1990-х, когда часы пичкали всякими усложнениями без меры и часто без смысла. Видимо, думали: что бы еще эдакое в часы впихнуть для удивления публики, - и тут вспомнили про турбийон. Штука сложная и, соответственно, дорогая – то, что нужно! Вот и появилась в наручных часах конструкция, предназначенная для часов карманных. С точки зрения инженерии, вклад «классических» турбийонов в точность хода часов неуловим. Первые серийные наручные часы с турбийоном выпустили JLC в 1993 году. Сегодня существуют несколько типов этих загадочных устройств, некоторые из которых вращаются даже в нескольких плоскостях. Турбийон – пожалуй, самое дорогое из часовых усложнений после репетира. Часы с турбийоном – игрушка статусная и малодоступная.

-3

Модель, о которой идет речь, производили в самом конце 1990-х – начале 2000-х. Это было время брендов, возрожденных из пепла. Воссоздавать давно почившие, но когда-то известные бренды – было любимым занятием Николаса Хайека, основателя Swatch Group и одного из спасителей часовой промышленности Швейцарии. Современный Breguet – это его детище. Он выкупил эту уже давно существовавшую только на бумаге компанию, инвестировал в нее немалые деньги, заново запустил и раскрутил бренд Breguet, сделав из него возможного конкурента VC, AP и PP. В начале 2000-х в линейках Breguet появились несколько сложных моделей, в том числе и Breguet Tourbillon and Chronograph Ref. 3577.

-4

Когда говорят о подобных часах, истинно важен не экстерьер, а интерьер. Иными словами, стоимость внешнего вида (корпуса, циферблата) - ничто по сравнению со стоимостью механизма. Механизм такого класса собирают только вручную из обработанных вручную же деталей. Здесь нет никакого роботизированного производства, характерного для более простых моделей и которое всегда так тщательно скрывается уважаемыми производителями. Поэтому в случае с 3577 прозрачная крышка, открывающая великолепный механизм, более чем оправдана.

-5

Механизм 554.2 базируется на старом добром хронографе Lemania CH 27, разработанном еще в 1940-х годах. Классика, с колонным колесом и с щадящей детали механизма низкой частотой 18000 полуколебаний в час, дополнена классическим же минутным турбийоном. Старая компоновка – механизм не закрытый, видны прекрасно отделанные мосты с родиевым покрытием. 25 камней, монометаллический баланс, пружина баланса Бреге с самокомпенсацией. Картридж турбийона на двух полированных опорах, с привязанной секундной стрелкой, совершает один оборот в минуту. Механизм вручную, конечно же, настроен в шести позициях при различных температурах. Все сделано безупречно и без излишней вычурности. В общем, старая школа.

-6

После восхищения «движком» можно оценить и все остальное.

Корпус, по нынешним меркам, небольшой – 38 мм в диаметре и 11 мм толщиной. Но за счет длинных ушек и большого, диаметром 32 мм, посеребренного циферблата часы не кажутся маленькими, они выглядят вполне современно. Общая длина (до конца ушек) 47 мм, почти как у Rolex Submariner. Ширина между ушками 20 мм, шпильки не пружинные, а резьбовые, из белого золота.

-7

Мои часы изготовлены из 18-каратного белого золота и весят 108 грамм вместе с ремешком на раскладной застежке, сидят на руке достаточно комфортно, хотя застежка старого, классического образца и не так удобна, как современные.

-8

Циферблат золотой, посеребренный, украшенный фирменным брегетовским гильоше, который ни с чем не спутаешь. Турбийон расположен на 12-ти часах, его вращение заменяет привычный бег секундной стрелки. Саму эту стрелку разглядеть на картридже трудно. На 6-ти и на 3-х часах находятся накопители хронографа. Стрелки черненные, с синевой. Циферблат довольно функциональный и сдержанный, без лишних украшательств.

-9

Носить часы приятно, но, если честно, не слишком удобно – за счет тонких стрелок считывать время при недостаточном освещении порой бывает затруднительно.

Завод тугой, требует около 30 круток при полностью распущенной пружине и 13-15 при ежедневном подзаводе. Запас хода у часов – чуть более 50 часов. Можно заводить раз в двое суток…

Хронограф работает мягко и четко, как и ожидаешь от таких часов.

Да, главное! Точность хода совсем невыдающаяся – плюс 5-8 секунд в сутки. Я хронометрировал часы в шести различных положениях и получил разбросы немногим лучше, чем у других моих часов, лишенных такой необходимейшей для точности вещи, как турбийон. Правда, часы долго лежали без дела и, возможно, им требуется настройка…

-10

Эти неординарные часы выпускались недолго, до 2006 года. Сколько всего их было выпущено – а модель 3577 делали в белом, желтом золоте и в платине – сказать трудно. По крайней мере, я такой информации не нашел. Но думаю, что немного. В современных линейках Breguet сочетание хронографа и турбийона представлено лишь в одной модели, и, как ни странно, спортивной – Marine 5837. И все же, несмотря на свою эксклюзивность, Breguet 3577 не стал коллекционной редкостью.

Breguet 3577 в белом золоте стоили семнадцать лет назад 136500 $. Это очень большие деньги – и тогда, и сейчас. За прошедшие годы их стоимость упала более чем в четыре раза. Сегодня такая модель стоит на вторичном рынке от 30000 $ до 40000$ и, боюсь, это еще не предел их падения. В чем же дело?

Объяснений тому несколько.

Во-первых, усложнения вышли из моды. Нынче в моде «святая простота». Это не значит, что от сложных часов совсем отказались, но спрос на них уже не тот, что раньше. И более всего упал интерес к турбийонам.

Во-вторых, размер корпуса по нынешним стандартам небольшой. Хотя уже идет откат на размеры 38-40 мм, модным все еще остается диаметр 41-43 мм.

В-третьих, драгоценные металлы сейчас, увы, не в тренде. Это опять же связано с модной концепцией кажущейся простоты. Вызывающее желтое, красное и белое золото часовых корпусов заменили демократичная бронза, светлый титан, керамика и композитные материалы.

В-четвертых, несмотря на все усилия Николаса Хайека, часовая публика так и не приняла Breguet ровней брендам с непрерывной историей и вереницей коллекционных винтажных моделей – таким, например, как PP или Rolex, и часы Breguet на вторичном рынке со временем лишь дешевеют.

И, наконец, в-пятых, после выпуска в 2016 году хронографа-турбийона TAG Heuer Carrera Heuer-02T стоимостью всего 17000 $ была подвергнута сомнению эксклюзивность турбийона как такового.

Турбийон хронограф TAG Heuer  Carrers Heuer-02T.  Фото позаимствовано из интернета
Турбийон хронограф TAG Heuer Carrers Heuer-02T. Фото позаимствовано из интернета

Интересно, что большинство сегодняшних предложений по продаже 3577 – в России. Марка Breguet была очень популярна в нашей стране лет двадцать назад, «богатые» золотые часы с удовольствием использовали как «подарки» заинтересованным сторонам, иначе – взятки.

-12

И все же Breguet Tourbillon and Chronograph более чем достойны интереса и уважения. Пусть сейчас они не стоят той цены, на которую когда-то были рассчитаны, это не умаляет их технических достоинств и сдержанной красоты. Они - отражение своего времени. И таких больше не выпускают.