Люди часто преувеличивают плюсы изучения языка в маленьком возрасте — на самом деле трехлетней ребенок вряд ли сможет учиться успешнее подростка, если будет заниматься не больше одного-двух часов в неделю. Это касается и произношения (о котором часто говорят как о преимуществе, которое дети имеют перед взрослыми): дети вряд ли смогут говорить с блестящим английским акцентом до того, как начнут правильно выговаривать все звуки в собственном языке!
Вместе с тем, уроки английского языка в возрасте от 3 до 7 лет, как правило, означают игры и веселые занятия, и эти положительные ассоциации имеют продолжительный эффект. Если вы сможете найти детский сад, который будет учить вашего ребенка английскому и одновременно развивать у него некоторые другие важные навыки, в том числе моторику, общение со сверстниками (см. ниже), и при всем этом ребенок будет получать удовольствие, то, конечно, ребенку не повредит начать свое обучение в раннем детстве. Эта статья даст вам некоторые советы о том, как найти подходящий детский сад для своих детей, и вы будете знать, на что обращать внимание при выборе дошкольного обучения.
Погружение
Основная причина того, почему люди думают, что начинать учить английский язык нужно как можно раньше, заключается в том, что эти люди слышали чудесные истории (или сами сталкивались с подобным) о том, как пятилетние дети становились билингвами в скором времени после переезда их семьи в США, в то время, как их родители с трудом могли оформить банковские карточки или спросить у прохожих дорогу в банк. Хотя частично этот эффект возникает в связи с тем, что пятилетнему ребенку вовсе не нужно пользоваться такой сложной лексикой (например, на банковскую тематику), маленькие дети действительно имеют некоторое преимущество в подобных ситуациях, подразумевающих полное погружение, и эту обстановку можно частично воссоздать, отправив ребенка в детский сад в своей стране, в котором говорят только на английском языке.
Тем не менее, многие родители не могут позволить себе платить за английский детский сад; у некоторых нет такого подходящего заведения поблизости, или же они просто боятся, что их ребенок не сможет в полной мере освоить их собственный язык и культуру. Хотя если маленькие ученики будут заниматься языком только один-два часа в неделю, они будут медленно учиться и быстро забывать пройденное, преподаватели в детском саду могут значительно помочь делу, частично внедрив в обучение технику погружения в языковую среду. Главное, чтобы уроки проводились полностью или преимущественно на английском. Некоторые школы придерживаются мнения, что детям стоит объяснять сложные грамматические или лексические конструкции или правила поведения в классе на родном языке ребенка. Но на уроках в детском саду в любом случае не должно быть никаких сложных грамматических объяснений или упражнений. Зато все правила и общие инструкции должны сообщаться детям именно на английском языке, потому что из такого естественного общения дети научатся гораздо большему, чем от обычных упражнений на изучение языка. В такой ситуации вполне естественно, что ученики начинают использовать английский для того, чтобы обсудить с учителем какие-либо задания или предметы в классной комнате, а впоследствии и с другими детьми, и для этого вовсе необязательно вводить в школах ограничения на использование родного языка.
Еще один способ воспроизвести погружение в языковую среду — это составлять программу, исходя из ее содержания, а не используемого языка. Это означает, что дети должны проводить большую часть занятий, выполняя упражнения, рассказывая истории, исполняя песни и играя в игры так же, как если бы они использовали при этом родной язык, только вместо этого делать все это на английском языке. В оставшееся время можно провести игры на запоминание слов, но не стоит зацикливаться на разъяснении маленьким детям сложных грамматических аспектов.
Ресурсы
Как я уже говорил выше, хороший языковой детский сад должен строить свою программу на историях, песнях, играх, игрушках и рисовании. А это значит, что вы можете начать поиск садика с анализа используемых в нем книгах, дисках, материалов для труда и т. д. В классах должна быть мебель, подходящая для возраста ребенка, разноцветные стены с картинками, множество карточек и игрушек для изучения лексики и проведения упражнений, а также бесплатная библиотека.
Еще родители часто обращают внимание на рисунки и поделки детей, которые детский сад вывешивает на стены. Хотя развивать творческие способности детей на уроках английского также не помешает, сложно оценить качество языковых уроков, основываясь на красоте выставленных работ, особенно если дети еще не умеют писать. Если вам доведется присутствовать на занятии по труду, убедитесь, что учитель дает все указания на английском, что дети следят за его словами, а не просто рисуют/лепят по своему усмотрению, и что они могут задавать учителю простые вопросы на английском.
Основные цели и правила
Как мы обсуждали ранее, школа должна в первую очередь фокусироваться на естественном изучении языка посредством вовлечения детей в увлекательные игры, истории, песни или творчество. Учитель должен придерживаться английского языка, но не навязывать детям общение на английском, если только они уже много раз не выполняли подобные задания или упражнения. В конце концов как бы ни было важно изучение английского языка, умение детского сада научить детей хороших манерам, навыкам общения, координации рук и т. д., играет гораздо большую роль на данном этапе их жизни. И это должно быть четко прописано в правилах школы, и даже в учебной программе.
Не существует единого мнения о том, стоит ли детям на данном этапе изучать чтение на английском или нет. Многие люди считают, что нет смысла учить детей читать на чужом языке, пока они не освоят чтение на своем, ведь потом им это будет даваться гораздо легче. Кроме того, если ребенку шесть-семь лет, освоение чтения ему будет даваться гораздо легче, кроме того трата времени на обучение чтению и письму также может частично отбить интерес у ребенка к занятиям. С другой стороны, если и существует эффективное погружение в язык посредством чтения, то это, конечно же, будет чтение за пределами классной комнаты. Лично я бы не позволил политике детского сада относительно изучения алфавита/правил чтения на английском языке влиять на мой выбор подходящего дошкольного заведения для моего ребенка.
Преподаватели
Основной аргумент в пользу того, чтобы занятия в младшем возрасте проводил профессиональный учитель английского языка, состоит в том, что маленькие дети быстрее учатся, если ассоциируют язык с определенным человеком, так же как и дети-билингвы быстрее учат второй язык, если каждый родитель придерживается в речи только одного языка. Многие детские сады предлагают на роль воспитателя «носителя английского языка», но на самом деле в этом возрасте большую роль играют другие факторы, если только вы не планируете, чтобы ваш ребенок учил язык по нескольку часов в день и выпустился из детского сада с превосходным британским или американским акцентом. Самое главное — чтобы преподаватель понимал родной язык ребенка. Как я уже говорил раньше, при обучении языку — вполне естественно допускать некоторые ответы от учеников на родном языке. Поэтому, конечно же, учитель должен уметь понимать то, что говорят ему дети. Если рядом нет других педагогов, которые говорят на родном языке учеников, то учитель английского должен уметь переключаться на родной язык детей, если дети расстроены или плохо себя ведут, или, например, для того, чтобы предотвратить опасные последствия их действий.
В равной степени также важно, чтобы у учителя был опыт и навыки обучения маленьких детей. Особенно если учитель работает в одиночку и проводит с детьми по многу часов в неделю, то у него обязательно должна быть необходимая квалификация для обучения детей дошкольного возраста и, как минимум, два года опыта работы учителем с детьми. Как вариант, учитель должен иметь соответствующий сертификат государственного образца, дающий право учить маленьких детей, например, если учитель из Великобритании, то у него должен быть сертификат PGCE. Конечно, работа с детьми-неносителями английского — это не то же самое, что работать с детьми в своей стране, поэтому даже у дипломированных учителей из англоговорящих стран должен быть сертификат ESOL (Английский для носителей других языков) или EFL (Английский как иностранный). Наилучшим вариантом является кембриджский сертификат CELTA (Сертификат по преподаванию английского языка как иностранного взрослым) с двухнедельным дополнительным курсом по работе с младшими учениками (Дополнение CELTA YL), но такое встречается редко. Квалификаций существует огромной множество, и сложно судить о них всех сразу, однако, если детский сад говорит о квалификации своих учителей — это, как правило, хороший знак. Такие квалификации должны обязательно подразумевать работу с маленькими детьми и/или обучение английскому языку для неносителей. Также неплохо было бы узнать о том, какое обучение проходят преподаватели перед тем, как их примут на работу в данное дошкольное заведение.
До того как нанимать педагогов, все детские сады должны обязательно проверить их на наличие судимости в их стране, поэтому обязательно поищите упоминание об этом на сайте или в брошюрах детского сада.
Реклама
Как упоминалось ранее, в процессе обучения маленьких детей цифрам от 1 до 10 в игровой форме владение английским в совершенстве играет далеко не главенствующую роль. Поэтому лучше избегать детские сады, которые делают упор на то, из какой страны приехали их преподаватели, и ничего не говорят об их методологии, квалификации и опыте работы. Обучение преподавателя в хорошем педагогическом вузе также играет важную роль.
Еще один плохой знак — если детский сад завышает ожидания родителей о том, чему смогут научиться их дети и насколько быстро, особенно если детский сад обещает поставить у детей великолепное произношение в кратчайшие сроки. На самом же деле процесс естественного обучения детей подразумевает, что дети начнут понимать язык гораздо быстрее, чем сами заговорят на нем, так же как это происходит и с их родным языком.
Редактор компании «Акцент» Елена Д.