В апреле 1988 года я начал сотрудничать в качестве фотографа с журналом Московской Рок-Лаборатории "Сдвиг". В то время я работал инженером в КБ имени Туполева. Днём я работал в КБ, а вечером спешил с фотоаппаратом на рок-концерты.
Моим первым официальным заданием от журнала “Сдвиг” была фотосъёмка Виктора Троегубова, одного из двух отцов-основателей группы "Крематорий", а к тому моменту - основателю и лидеру группы "Дым".
Мы встретились с Троегубовым 8 апреля на станции метро "Бауманская", ближе к вечеру, когда мой рабочий день в КБ уже закончился.
Я помню, как появился Виктор. Было видно, что он подготовился к съёмке. Волосы его были свежевымытыми и аккуратно расчёсанными. Одет он был во всё чёрное. На съёмку Троегубов взял с собой гитару, она находилась в жёстком, чёрном футляре.
Мы отправились на набережную Академика Туполева, где я заранее облюбовал места для фотосъёмки. По дороге мы беседовали о музыке, о концертах. Виктор рассказывал мне про свою новую группу “Дым”.
Места для съёмки я нашёл и выбрал заранее, недалеко от КБ, в котором работал. Первым таким местом был пешеходный горбатый мостик через реку Яуза. У него, кстати, есть официальное название - Салтыковский мост. Я хотел сделать лаконичный снимок: музыкант в чёрной одежде на светлом фоне. Горбатый мостик идеально для этого подходил.
Виктор расположился поближе к верхней части мостика и поставил перед собой гитару, придерживая её правой рукой. Левой он удобно облокотился на перила моста. Роль светлого, почти белого фона, сыграло небо.
Сделав фотографии на мосту, мы с Виктором прогулялись вдоль реки Яуза и сделали ещё несколько фотографий в разных местах.
После съёмки я приехал домой, проявил фотоплёнку, напечатал фотографии и на следующий день показал их главному редактору журнала “Сдвиг” Владимиру Марочкину.
Из всех сделанных фотографий самой красивой и эффектной оказалась та, которая была сделана на горбатом мостике.
“Это интересная идея, сфотографировать музыканта на мосту, - сказал Марочкин, - ведь, как известно, Д’Артаньян нашёл Планше именно на мосту, когда тот плевал в реку и смотрел на круги, расходящиеся по воде”.
Фотография Троегубова на мосту понравилась Марочкину, но он сказал, что поставить её в журнал не может. Он объяснил это тем, что в настоящее время постановочные снимки музыкантов, на которых они изображены с музыкальными инструментами, считаются признаком плохого вкуса и дурного тона. Марочкин предложил сфотографировать Троегубова ещё раз, на том же месте, но без гитары.
18 апреля мы с Троегубовым встретились, чтобы сделать фото на мосту без гитары. Я показал Виктору фотографии, сделанные во время нашей первой съёмки. Они ему очень понравились. “Даже не ожидал, что так здорово получится”, - сказал он.
Фотографии Троегубова на мосту без гитары никак не хотели получаться! Хоть ты дерись! Как он не вставал, как он не садился, всё было плохо! Картинка была непривлекательной и всё тут! Когда Троегубов был с гитарой, он просто встал удобно на мосту - и всё, получилась красивая фотография! А без гитары ничего не получалось.
Я сделал несколько снимков Троегубова без гитары, хоть мне совсем и не нравилось то, что я вижу в видоискателе, Потом Виктор предложил съездить пофотографироваться в Парк Дружбы, который находился недалеко от дома, в котором он жил.
Мы сделали несколько фотографий в парке и ещё несколько фотографий на фоне церкви, которая тоже находилась недалеко от дома Троегубова.
В итоге в журнале была напечатана фотография Виктора, на которой он сидит на мосту без гитары.
Начиная с этого дня, Троегубов приглашал меня на все свои концерты. И приглашает до сих пор.
В 1990 году на фирме “Мелодия” вышла пластинка группы “Дым”, которая называется “Sapienty Sat”, что в переводе на русский язык означает “для умного достаточно”. По просьбе Виктора я сделал и фотографии для этого диска, и дизайн самого альбома. Но это уже тема отдельного рассказа.
Что же касается фотографии Троегубова с гитарой на мосту, то она оказалась для Виктора судьбоносной. Как рассказала мне позже его жена Лена, в то время, когда она увидела эту фотографию, они с Виктором ещё не были знакомы. И по сути дела, влюбилась она сначала в изображение на этой фотографии. А уж познакомилась с настоящим, живым Виктором, позже. Симпатия оказалась взаимной. Я помню, с каким восхищением Виктор рассказывал мне, с какой необыкновенной и прекрасной девушкой он познакомился. Это и была Лена.
Текст и фото: Михаил Грушин.
Ещё мои статьи про группы Московской Рок-Лаборатории:
Хроника Московской Рок-Лаборатории. Группа «Пого».
Группа «Э.С.Т.». История одной фотосъёмки 1989 года.
"ZNAЙ SOSEDA !" - международный рок-фестиваль, проведённый в Москве в 1988 году.
Пётр Мамонов. История одной фотографии 1989 года.
Концерт групп “Тупые” и “Нюанс” 4 июня 1988 года.
Группа “Оптимальный Вариант”. 1988 год.
Концерт групп "Вежливый Отказ", "Ва-Банкъ" и "Нюанс" в ДК МАИ в марте 1988 года.