Найти тему
Записки не краеведа

Станция Каменская. Трудности станичного бытия

Оглавление

Хотя старинная русская пословица и говорит, что усердие всё превозмогает, но в практической жизни не всегда это бывает так. Граждане и обыватели Каменской станицы потратили огромное усердие на просьбы и ходатайства свои перед управлением юго-восточных железных дорог, но не добились ровно ничего. Просьб и молений со стороны станичников было много. Просили о перестройке старого и неслыханно тесного вокзала на станции Каменск (ходатайства об этом возбуждались уже до десятка раз, восходили до министра путей сообщения несколько раз и всегда решались в благоприятном для станичных обывателей смысле, но вокзал всё-таки остаётся прежний); просили о замощении камнем подъездов к платформам и амбарам на станции и к самой станции (станичное общество построило каменные мостовые на двух улицах, ведущих к вокзалу железной дороги, но около самой станции, на отчуждённой под железнодорожную линию земле, места остались не замощёнными и на них образовались ямы, ухабы, а весной, осенью и в дождливое время стоят болота, что делает проезд по ним гибельным для рабочего скота и почти невозможным); просили обустройства пролёта в железнодорожной дамбе на левой стороне реки Северного Донца, где существует для жителей переезд через дорогу, с тем, чтобы обыкновенный гужевой путь по существующей здесь большой шляховой (на город Беловодск) дороге совершался в этот пролёт, а не через линию ж. д. (в этой местности, состоящей из сыпучих песков, переезд устроен через ж. д. рельсы, положенные на высочайшей дамбе, между тем из песка, по обеим сторонам линии образовались крутые косогоры, до невозможности затрудняющие не только провоз по ним тяжестей, но даже и проезд налегке); просили и ещё о многом, но ни на одну из просьб не получили результата.
В последнее время возымело свой конец едва ли не самое серьёзное из всех ходатайств перед железнодорожным начальством каменских граждан и обывателей. Это была просьба об устройстве проходного мостика через полотно железной дороги против каменского вокзала. История и этого последнего ходатайства была одинакова со всеми другими. Она окончилась распоряжением высшего путевого начальства (министра) об удовлетворении потребностей обывателей и отпарированием, в известной степени, этого распоряжения и оставлением его без последствий со стороны местного железнодорожного начальства.
Дело в том, что железная дорога, проходя с севера на юг через западную половину поселения Каменской станицы, отрезает окраину станицы в 218 дворов, с населением более в полторы тысячи душ обоего пола, от срединной восточной части, где находятся все церкви, административные учреждения, учебные заведения, базары и прочее. Обеим половинам станицы, разъединённым железной дорогой, необходимы постоянные сношения; между тем полотно дороги между ними, против вокзала и на полторы версты от него в обе стороны, загорожено высоким забором, и хотя против вокзала существуют ворота в загороди, но они открыты только среди дня в рабочее время (когда идёт подвозка к станции товаров); вечером же, в ночное время и утром в будни, а в праздники и весь день, ворота вовсе не отворяются. Последнее обстоятельство и причиняет большое стеснение для населения обеих половин станицы, так как всем, имеющим надобность в переходе через полотно дороги, оказывается необходимым делать на значительное расстояние обходы до устроенных через линию дороги проездов и будок.
Особенно сильно бывает затруднено всё вообще население загородью дороги в великие посты, в воскресные и праздничные дни при посещении церквей, да и во всякое время при утренних и вечерних церковных богослужениях, когда обыкновенно бывает темно. Но больше всех подвергаются страданиям от длинных обходов по-над изгородью полотна железной дороги дети, посещающие школы. Все школы в станице, как то: окружное училище, два приходских, церковно-приходская школа и частные, находятся в восточной половине поселения станицы, почему всем школьникам-детям западной половины приходится ежедневно во всякое время года и во всякую погоду иметь дело с обходами при железной дороге. Они зачастую и в хорошую погоду опаздывают в школы, а в ненастную погоду, во время дождей, грязи и метелей зимой, и совсем не могут являться на уроки, так как обмораживаются, оставляют иногда в грязи обувь. Некоторые из детей, чтобы избежать длинных и просто губительных для них обходов, усиливаются перелезать через высокий забор, падают иногда с него и получают ушибы; иные же, несмотря на строжайший запрет и преследования, умудряются пролезать под запертые ворота, подкапывая землю и затем быстро и воровски перебегают полотно дороги, несмотря на маневрирующие поезда.
Перенося все эти затруднения, местные обыватели ещё лет пять тому назад возбудили ходатайство о том, чтобы через полотно железной дороги против вокзала станции Каменск был устроен обыкновенный переходной мостик. Случилось так, что просительство по этому делу вышло весьма продолжительным и делалось в три приёма. Сначала граждане станицы составили по этому делу общественный приговор и порешили не через начальство, а частно обратиться с просьбой непосредственно в управление юго-восточных железных дорог в Воронеже, но это управление, рассмотрев приговор станицы, дало ответ, что ″в устройстве переходного мостика при станции Каменск нет надобности″. После этого станичники составили новый приговор и препроводили его через окружного атамана в областное правление, но на этот приговор около двух лет не было ответа. Тогда в дело вмешалось местное церковное попечительство, которое, запасшись новым приговором станичного сбора, избрало из среды своей представителя для хождения и настоятельства по этому делу. Доверенный попечительства настоял, что бы окружным управлением было сделано полицейское дознание, относительно выясняемых в приговоре станичного сбора стеснений для жителей от железнодорожной перегородки, а после этого переписка поступила на рассмотрение областного правления, которое признало ходатайство станичного общества основательным и постановило: просить министра путей сообщения от имени войскового наказного атамана об устройстве перехода через полотно железной дороги; министр же путей сообщения сделал распоряжение, чтобы ходатайство станичного общества было удовлетворено. Но местное железнодорожное управление назначило от себя комиссию, которая, расследовав дело на месте, пришла к убеждению, что особой надобности в устройстве мостика при каменском вокзале нет, да и устроить де этот мосток тут невозможно, он будет, будто бы, мешать манёврам поездов и закрывать при станции диски и другие путевые знаки.
Об этом объявлено было церковному попечительству и станичному обществу, и тем дело закончилось.
Между тем население западной части станицы, отрезанной железной дорогой от средины станицы, всё пристраивается и растёт весьма быстро. Неужели, когда оно окажется вдвое, втрое и вчетверо больше теперешнего, всё нельзя будет устроить так или иначе нужный до крайности переход через дорогу. Кажется, рано или поздно, а железнодорожное общество будет принуждено построить здесь переходной мостик; не лучше ли сделать это теперь же, тем более, что и обойтись то это сооружение может в какие-нибудь гроши?

Иван Тимощенков.
Газета ″Приазовский край″ № 130 от 17 мая 1900 год.

Несколько слов о станции Каменской

-2