В начале нулевых эта группа один за другим выпускала хиты и даже шлягеры. Они звучали вовсю, и не глухой житель бывшего СССР не мог с этим ничего сделать. Конечно, он мог выключить радио, если в очередной раз он слышал «Мы могли бы служить в разведке...», но этот голос настигал его уже в телевизоре, где каждую серию сериала «Дальнобойщики» он пропевал «Тихий огонёк моей души».
Надо сказать, что мало кто знал в лицо исполнителя данных песен. Илья Калинников ограничился выпуском одного альбома (но какого!), а концертные выступление были нерегулярными. Телеэфиров было мало, но Калинников сам этого захотел.
Начало
Родился Калинников 28 мая 1973 года в Орехово-Зуеве. Позже семья переехала в другой город Московской области — Фрязино. Молодой Илья хотел поступить в музыкальную школу, но из-за отсутствия слуха его не приняли. Но он всё равно решил заняться музыкой.
Ещё в школе он собирает группу, чуть позже получившую привычное название «Високосный год». Состав часто менялся, музыканты и Калинников играли чисто для себя.
В середине 1990-х они начинают сотрудничество с легендарным музыкантом и саунд-продюсером Александром Кутиковым. Они записывают «Лучшую песню о любви» и снимают на неё клип. Кутиков увидел в группе большой потенциал и советует продолжать писать песни.
Примечательно, что во второй половине 1970-х годов Кутиков пел и играл в составе рок-группы «Високосное лето», куда также входили Крис Кельми, Александр Ситковецкий и Валерий Ефремов. Возможно, такое небольшое совпадение определило сотрудничество.
Только в конце 1990-х Калинников и компании приступают к полноценной записи альбома (уже без Кутикова). В 2000 году выходит альбом «Который возвращается». Естественно, её центральной песней является шлягер «Метро» с рефреном «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино». Забавно, что Калинников в немногочисленных интервью порой отмечал, что в перепечатанных текстах данной песни забывают ставить один знак препинания, и должно быть «Мы могли бы играть в [группе] "Кино"».
Затем пошло-поехало: ротация на радиостанциях, номинация на премию «Овация» (пришлось уступить «Би-2»), участие в «Песне года» и «Рождественских встречах», где с позволения Аллы Борисовны они исполнили целых две песни. Кроме того, создатели сериала «Дальнобойщики» заприметили песню «Тихий огонёк» (написанную под влиянием Кутикова) и сделали её заглавной темой сериала на долгие годы.
А что было дальше?
Потом группа и вовсе исчезла (но песни изредка продолжали ротироваться по радио). Состав постоянно менялся, худо-бедно группа выступала, а в середине нулевых намечался выпуск второго альбома (так и не был выпущен). В 2009 году они приняли участие в записи трибьют-альбома группы «Машина времени»
По словам родных и близких Калинникова, он не стал делать музыку своим главным делом (по некоторым сведениям, занимался бизнесом), сторонился публичности и до конца жизни жил в родном Фрязино. Он вёл страницу в Facebook, где изредка публиковал жизненные заметки.
Были какие-то выступления, но как правило на корпоративах и сборных концертах. Только в 2014 году «Високосный год» в первый и последний раз выступил на фестивале «Нашествие». Также можно выделить выступление на фестивале памяти лидера группы «Сектор Газа» Юрия Клинских (его не стало в переломном 2000 году, и незадолго до этого он сказал «Этот високосный год опасен. Будьте очень осторожны!»).
Одно из последних выступлений группы состоялось летом 2018 года в Казахстане, на праздновании Дня металлурга.
25 июня 2019 года в московской больнице сердце Ильи Калинников остановилось... Так и неизвестно, почему так произошло: болел ли он или нет. Указывали на то, что незадолго до смерти он значительно похудел. Говорили и про то, что у него всю жизнь было слабое сердце и что он много курил.
После себя он оставил жену и двоих дочерей.
Заключение
Илья Калинников — человек-загадка. Он смог создать шедевры, написанные от лица простого добряка средних лет, и они не раздражали. Но в лицо этого добряка мало кто знал. Многие смогли узнать его только после смерти, и так и непонятно, что повлёк за собой столь ранний уход.
Вполне возможно, что Илья наслаждался тем, что среди всех создателей шлягеров он один из тех единиц, кто мог спокойно садиться на разные ветки и засыпать в метро.