На холодном или прогретом двигателе плавают обороты холостого хода? В переходных режимах машина то тупит, то неожиданно ускоряется? Так ездить нельзя. Незначительная, на первый взгляд, неисправность, способна стать причиной серьёзной поломки, а то и дорожно-транспортного происшествия. И чем раньше вы начнёте искать источник проблем, тем проще будет вернуть всё в норму. Как это сделать рассказываю в рубрике «Мастерская».
Современные автомобили, оснащённые электронными блоками управления (ЭБУ), способны сами не только обнаруживать отклонения в работе основных агрегатов и узлов, но и сообщать водителю о возникновении проблем, зажигая на панели приборов лампу CHECK ENGINE. Дополнительную информацию, в зависимости от конкретной модели транспортного средства, можно получить, переведя ЭБУ в режим показа кодов неисправностей или подключив считывающее устройство к диагностическому разъёму. Однако мало прочитать коды, сохранившиеся в памяти блока управления. Нужно ещё суметь разобраться в причинах, по которым та или иная деталь вышла из строя.
Источник бед
На бензиновых двигателях, оборудованных системой впрыска, неустойчивость оборотов чаще всего связана с некорректной работой регулятора холостого хода (РХХ). Выпускаются различные варианты исполнения этого узла. Он может быть таким, как на рисунке №1:
Цифрами на изображении обозначены:
1. Корпус, внутри которого находится шаговый электродвигатель.
2. Рабочая часть клапана, перемещающаяся взад-вперёд вдоль продольной оси и регулирующая доступ воздуха в канал дроссельной заслонки.
3. Разъём для подключения электропроводки.
4. Уплотнительное кольцо.
Но встречаются и более конструктивно сложные регуляторы холостого хода. Вроде того что показан на рисунке №2.
Здесь мы видим на схеме:
1. Шаговый электродвигатель.
2. Регулирующую камеру с находящейся внутри заслонкой.
3. Винты, соединяющие электродвигатель и камеру.
4. Электрический разъём.
5. Поставляемую в комплекте (а также продаваемую отдельно) прокладку.
Несмотря на некоторые конструктивные различия, принцип действия всех устройств подобного назначения схож. Реагируя на изменение характеристик тока, подаваемого с ЭБУ, они изменяют количество воздуха, поступающего в пространство под дроссельной заслонкой системы впрыска топлива, и тем самым регулируют обороты мотора.
Вне зависимости от варианта исполнения РХХ отклонения в работе узла возникают по двум основным причинам:
1. Из-за заедания исполняющего механизма.
2. При подсосе воздуха через потерявшие герметичность уплотнения.
Стандартный вердикт сотрудников сервисных центров – замена узла. Но не спешите следовать подобной рекомендации. Обе проблемы, как правило, можно решить. И это будет значительно дешевле, чем приобретать новый регулятор холостого хода.
Устраняем заедание
Причиной заедания исполняющего механизма может стать повреждение или износ его компонентов. Но куда чаще это происходит из-за скопления грязи на деталях. В этом несложно убедится, осмотрев длительное время находящийся в эксплуатации РХХ. И грязь эта бывает трёх типов:
1. Пыль, попадающая через систему подачи воздуха. При регулярной и своевременной замене воздушного фильтра её количество минимально, и не представляет угрозы.
2. Частицы масла и содержащихся в смазочных материалах смол, засасываемые из системы вентиляции картера. Если их много – это верный признак износа маслосъёмных колец.
3. Сажа, поступающая через канал засорившегося или неисправного клапана рециркуляции отработавших газов (EGR).
Во всех случаях бороться с загрязнениями удаётся с помощью аэрозолей для очистки карбюраторов. Для этого необходимо:
1. На заглушенном двигателе отсоединить воздуховод, идущий от воздушного фильтра к корпусу дроссельной заслонки.
2. Вставить тонкую трубочку в распылитель аэрозольного баллона с очистителем.
3. Приоткрыть дроссельную заслонку и 2 – 3 секунды удерживая распылитель в нажатом положении впрыснуть аэрозоль в каналы РХХ.
4. Вернуть на место воздуховод, запустить мотор и дать ему некоторое время поработать на холостом ходу. Если будет глохнуть – помочь движку, слегка нажав педаль газа.
Подобное обслуживание рекомендуется проводить регулярно. На двигателях с большим пробегом – не реже одного раза в месяц.
Избавляемся от подсоса воздуха
Заменив штатные, стоящие на виду прокладки, устранить подсос воздуха удаётся не всегда. Иногда требуется вмешательство, не предусмотренное инструкцией по ремонту и эксплуатации. Дело в том, что в показанных регуляторах есть и другие, скрытые от глаз уплотнения. И если они теряют свою эластичность, через них тоже начинает проникать воздух.
Многие ЭБУ, находящиеся под напряжением, не любят, когда пропадают подключённые к ним датчики и исполнительные устройства. Поэтому прежде, чем приступать к ремонту, необходимо скинуть минусовую клемму с аккумулятора. После этого можно отсоединить разъём электропроводки и, отвернув два винта, демонтировать РХХ.
В случае с регулятором первого типа чтобы получить доступ к находящемуся внутри узла уплотнению необходимо удалить три штифта, расположенных на стыке корпуса и контактного разъёма. Эти элементы показаны на рисунке №3.
Для этого потребуется вооружиться пассатижами или бокорезами (последние, на мой взгляд, лучше подходят для работы) и вытянуть штифты из гнёзд. После этого можно будет осторожно, чтобы не оборвать припаянные к контактам провода, вытянуть электрический разъём из корпуса регулятора. Что из этого получится, видно на рисунке №4.
Здесь:
1. Корпус регулятора.
2. Шаговый электродвигатель.
3. Электрический разъём.
4. Уплотнение разъёма.
Вот обозначенное цифрой 4 уплотнение и будет необходимо заменить. Для этого придётся подобрать что-нибудь из имеющихся в продаже аналогов. Как вариант – самостоятельно вырубить из листовой маслобензостойкой резины. Бывает так, что штифты теряются или повреждаются. Недостающие детали удаётся изготовить из подходящей по толщине проволоки. Похожее уплотнение стоит и на регуляторах второго типа. Чтобы добраться до него, нужно просто открутить два винта (позиция 3 на рисунке №1) и отсоединить корпус от электродвигателя.
Собрав регулятор, устанавливаем его на место и проверяем на работоспособность. Если всё в порядке, холостые обороты придут в норму. Выполнить такой ремонт несложно. С учётом того что прокладка стоит максимум 100 рублей, а хороший РХХ – несколько тысяч, его целесообразность очевидна.