Заметки паломника
Совершенно не случайно события Страстной седмицы предваряются Лазоревой субботой и Вербным воскресением. Именно к этим дням съезжаются паломники на Святую землю. Суббота очень насыщена и начинается праздничной литургией на том самом месте, где Марфа, а за ней и Мария, встретили Спасителя уже после погребения любимого брата. Сейчас на этом месте греческий монастырь. Служба тихая, неторопливая. Перед причастием, как всегда суета, паломников море.
Сразу после службы крестный ход к гробнице Лазаря. Как когда-то Господь с учениками, с ними Мария и Марфа, шли отсюда ко месту погребения Лазаря, так теперь и мы идем, молимся и ждем. Чего ждем - не знаю, но как-то волнительно. Идти не так далеко, около километра, чуть меньше. Архиереи, священники, монахи, паломники, все идут к древней пещере, в которой был погребен праведник. Дорога поднимается вверх, в узких улочках то самое, блаженное место, где четыре дня лежал мертвец. У входа в погребальную пещеру читается евангелие на разных языках, но главное понятно всем, «Лазаре, гряди вон!» Эти слова оглушают. Они и сейчас как гром с Неба. В них столько любви к нам, мертвым и смердящим. В них столько Жизни, что гроб покорно отдает мертвеца. И гроб наших страстей, переживаний, чаяний внутри нас, так же замирает. Тишина внутри, священная.
Человеку, чтобы победить себя, и в себе смерть, и чтобы вырваться из объятий душевного гроба, нужно чудо. Своих сил так мало. Тогда это чудо потрясает весь Иерусалим, сегодня тайна Пасхи предваряется чудом Благодатного огня, и так же потрясает весь Иерусалим и вселенную. Тогда и сейчас против этого чуда - ненависть. Тогда хотели убить и Лазаря, сегодня на чудо набрасывается неверие и зловерие. Где нет любви, там нет места и чуду. Заметьте, чудо становится возможным верой и любовью, а ненависть уничтожает возможность любого чуда.
Крестный ход завершается. Кто-то спешит спустится в глубокую пещеру, где когда-то лежало тленное тело друга Христова, кто-то спешит в автобус. Но большинство, как-то не решается расходиться, будто боится с чем-то расстаться, или потерять. Не знаю, но уходить не хочется. Внутри все так горячо. Надо остыть. Постоим немного у пещерки. Святый Лазаре, благодарим тебя за твою любовь, ты своей смертью приоткрыл нам Небо, где только Жизнь, которая больше смерти, огромная, бесконечная!