Чуть отдалимся от основной части Петербурга и прокатимся до Кронштадта. Для справки: город Кронштадт является районом Санкт-Петербурга, расположенным на острове Котлин. Ниже пять мест, обязательных к посещению в городе.
Морской Никольский собор
Начнём рассказ с самого сердца города. Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский ставропигиальный Морской собор) - последний и самый крупный из морских соборов, построенных в Российской империи. Сооружён в 1903—1913 годах в Кронштадте, в неовизантийском стиле, по проекту архитектора Василия Косякова. Как писал в 1910 году сам архитектор: «С 1902 г. в городе Кронштадт производится постройка Морского Собора - памятника чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга… Храм сооружается по высочайше одобренному проекту и во все время хода постройки является предметом особого внимания их императорских величеств».
С мая 2013 года собор считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
Как снаружи, так и внутри собор выглядит величественно, мощно, торжественно. И вызывает гордость за наших архитекторов.
Петровский парк
От Собора поворачиваем налево и по Коммунистической улице проходим в Петровский парк. Это старинный парк в Кронштадте, который основан в 1845 году. По проекту военного губернатора Беллинсгаузена, осуществление замысла было поручено инженеру Валуеву. Парк расположен в центре города между зданием Арсенала и каналом Петровского дока, от пристани до Макаровской улицы. К Петровскому парку примыкает Зимняя пристань, у которой стоят корабли Балтфлота.
Модель памятника Петру была приобретена в 1839 году у Теодора Жака, отлит памятник в 1841 году Клодтом. В 1961 году у памятника украли шпагу, из-за чего пришлось отливать новую. Она уже не соответствует по стилю шпагам, которые использовались в петровские времена. Тихое, спокойное место с видом на защитников нашей страны - корабли Балтийского флота.
Петровский док
Из парка выходим на Макаровскую улицу и идём к Петровскому каналу. Справа будет Петровский док. Он является уникальным гидротехническим сооружением. Часть этого грандиозного сооружения использовалась для ремонта судов вплоть до 2008 года. В настоящее время док не используется и находится в довольно плачевном состоянии. Планы по его благоустройству пока не реализованы.
Сооружение дока с каналом было начато в 1719 году. Для работ переводили солдат из Москвы, Пярну, Выборга. Всего было задействовано около 3000 человек. Но ощущалась нехватка людей и материалов. Несмотря на это, к 1722 году канал был, практически, прорыт, и проводились работы по укреплению его стен. Была сооружена водокачка с ветряным двигателем. При прокладке канала возникали большие трудности - пришлось перенести около 140 домов. Посещение дока наводит на мысли о грандиозности построек Петровской эпохи.
Нуль Кронштадтского футштока
И следуя дальше по улице подходим к Синему мосту через обводный канал. Где находится Кронштадтский футшток. "Что это?" - Спросите меня вы. Отвечу, что это массивная чугунная линейка с фарфоровыми делениями, укрепленная в устое Синего моста. Рядом с ней — небольшая медная табличка, обозначающая нуль. Именно отсюда ведется отсчет высот и глубин в нашей стране.
Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались по указу Петра I в 1703 году, а с 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба.
На протяжении пятнадцати лет, с 1825 по 1839 год гидрограф, вице-адмирал Михаил Францевич Рейнеке проводил исследования колебания уровня Балтийского моря. В 1840 году он предложил нанести черту, соответствующую среднему уровню Финского залива по наблюдениям за этот период. Масштабы этого места обратно пропорциональны его значению.
Музей маячной службы
Теперь едем на форт «Константин» в музей маячной службы. Где узнаем, как менялись «стражи морей» в течение веков , увидим модели маяков и гигантские линзы, старейшую из которых выпустили в 1857 году.
Среди экспонатов музея – устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы. Многие из экспонатов находятся в работающем состоянии. Экскурсовод покажет нам работу устройств и предложит испытать силы в их применении.
Музей оставил только положительные эмоции. Однозначно необходимо посетить.
Неоднократно бывал в Кронштадте, и каждый раз эти места вызывали бурю эмоций. Я уверен, первое посещение острова Котлин и города запомнится на долго.