Найти в Дзене

Дети в школе: учиться только на пять или "по любви"

Каждый из нас, будучи школьником, хотя бы раз ощущал себя персонажем картины Решетникова "Опять двойка". При этом оценка, за которую нас ругали, вполне могла быть и тройкой, и даже четвёркой. Родители из года в год желали видеть в нас круглых отличников а в год.

"Позорище! Получить четвёрку по литературе! Да я в твои годы домой идти боялась с такой отметкой, а ты стоишь, глаза таращишь!"
Картина Фёдора Решетникова "Опять двойка", фото взято из открытых источников
"Позорище! Получить четвёрку по литературе! Да я в твои годы домой идти боялась с такой отметкой, а ты стоишь, глаза таращишь!" Картина Фёдора Решетникова "Опять двойка", фото взято из открытых источников

Такое было, конечно, не у всех, но многие, уверен, припомнили нотации, которые им читали за каждую оценку, отличную от пятёрки. И вроде бы родители хотели для нас самого лучшего - но была ли погоня за золотой медалью действительно лучшим выбором пути нашего развития?

О чём думали родители, ставя перед нами цель быть круглым отличником, понятно: ребёнок научится стремиться к максимуму, не будет бояться трудностей, привыкнет быть старательным и упорным.

И это всё, конечно, хорошо. Такие качества действительно пригодятся в жизни. Вот только... положа руку на сердце, о чём мы с вами вспоминаем, оглядываясь на бесконечные вечера, проведённые за зубрёжкой параграфов, правил, формул и английских (немецких, французских) слов?

"А ещё обществознание на завтра учить... мамочки"
Фото взято из открытых источников
"А ещё обществознание на завтра учить... мамочки" Фото взято из открытых источников

Не могу говорить за всех нас, но мои воспоминания о таких часах учёбы не отличаются особой теплотой. Я, например, искренне не понимал, зачем зубрить бесконечные правила русского языка, если и так сроду писал грамотно, а любовь к книгам отточила этот навык почти до совершенства. Что, думал я, важнее: знать, почему надо писать "жи-ши", или просто не делать ошибок? Ведь потом, во взрослой жизни, никто не спросит меня эти правила.

Все эти мысли, само собой, только давили, превращая учёбу в тоскливое зазубривание всего на свете просто потому, что дома ждут хороших оценок по всем предметам без исключения.

"Вот, нате!.. только отстаньте!"
Фото взято из открытых источников
"Вот, нате!.. только отстаньте!" Фото взято из открытых источников

Понятное дело, о любви к предметам, которые казались мне неинтересными или ненужными, говорить не приходилось: отмучиться бы и забыть поскорее. Инициатива, желание узнать что-то дополнительно? Было такое, но эти предметы оказались в меньшинстве.

Когда родился сын, у меня было достаточно времени, чтобы обдумать, чем должна стать школа для моего ребёнка. Постепенно я пришёл к мысли, что главная роль школы вовсе не в том, чтобы создать у ученика впечатление, будто он вышел на битву и, стиснув зубы, будет ожесточённо продираться сквозь частокол знаний ради вожделённой победы и награды. Бой изо дня в день быстро утомит даже самого жизнерадостного ребёнка, отобьёт охоту идти на уроки. Дети рождены для радости, а не для изматывающей каждодневной лямки под девизом "есть только одна хорошая оценка - это пятёрка". Создать в их создании такой образ школы - это погубить то творческое начало, которое заложено природой.

Главная роль школы, по моему мнению - привить любовь к постижению нового, к открытиям и научить правильно учиться. То есть, так, чтобы проникать в суть незнакомого материала, понимать его и благодаря этому - почти ничего не учить наизусть. Ведь когда нам всё понятно, то зубрить уже нет нужды.

Более того, когда человек учится не из-под палки а потому, что ему понравилось узнавать новое, то и в будущей жизни он будет брать своё не голым упорством, а творчески, с азартом подходя к достижению целей. Это легче, эффективнее и приятнее - потому, что интереснее.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Да, подход "учёба по любви" предполагает, что ребёнок далеко не всегда будет приносить из школы пятёрки. Но по мне важнее развить в нём заложенную изначально жажду первооткрывателя, любопытство учёного, творческую жилку фантазёра. Для жизни такие качества бесценны. А если ребёнок полюбит учиться, то и упорство, которое ставят во главу угла адепты подхода "пятёрка любой ценой", тоже не замедлит проявиться - но не по принуждению, а по любви.

Всё это красиво звучит на бумаге, скажете вы, а как в жизни? Как учится твой сын?

Честно скажу, что в идеале воплотить задуманное ещё не получилось. Мешают отчасти лень, отчасти одноклассники - вовсе не все из них в переходном возрасте ставят учёбу на первое место, подавая не самый лучший пример. Впрочем, я вижу, что всё же интерес к постижению нового в сыне есть. И уже появляются мысли о том, кем бы ему хотелось стать в будущем. Главное сейчас - помочь и дальше идти в нужном направлении.

Друзья, спасибо, что дочитали! Жду ваших комментариев, лайков, подписок - мы сможем поговорить ещё о многом интересном и важном для нас и наших детей.

#дети #воспитание #воспитание ребенка #учеба #школа #полезные советы #семья #родители и школа #детство #мотивация