Найти в Дзене
hello.history

Проклятье коней Диомеда

В Древнем Риме было такое выражение: "У него Сеев конь" (ille homo habet equum Seianum). Это означало, что над человеком довлеет злой рок и всё обязательно закончится очень очень ОЧЕНЬ плохо. Под "Сеевым конём" обычно подразумевали какую-то вещь, приносящую своему обладателю несчастье. Сегодня расскажу, что это за конь такой.

Начнём со старого доброго мифа.

Все же помнят подвиги Геракла, да?

Одним из этих подвигов был такой: Гераклу было поручено пригнать в Микены знаменитых коней царя Диомеда. Кони были необычайно красивые, сильные и быстрые. А всё потому, что придерживались специфической диеты: ели только человеческое мясо. Поэтому все чужеземцы, забредавшие во владения Диомеда, шли на корм коням.

Кстати, по некоторым версиям, это были не жеребцы, а кобылицы. Но у Гигина, например, фигурируют имена этих четырех коней: Подарг, Лампон, Ксанф и Дин - вполне себе "мужские" имена.

В самом кровавом варианте мифа, #Геракл победил Диомеда в бою и скормил царя его собственным коням. Бррр...

Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями», 1865
Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями», 1865

Кони Диомеда благополучно переселились в Грецию (и, видимо, там их тоже приходилось как-то кормить...) и дали потомство. Спустя много лет (а мы точно не знаем, когда жил Геракл) от этого рода коней остался лишь один жеребец. По крайней мере, ходили упорные слухи, что он происходил именно от тех самых коней-людоедов.

Вот как описывает его античный автор Авл Геллий:

"Конь этот, как сообщают, был небывалой величины, с крутой шеей, пурпурного цвета, с роскошной косматой гривой, и всеми другими достоинствами также намного превосходил [прочих] коней; но утверждают, что этот же конь был отмечен таким роком или жребием, что каждый, кто владел им и имел его в собственности, погибал вместе со всем домом, семьей и всем своим имуществом."

(чем питался, к сожалению, не уточняется).

Понятно, что этот конь был всё равно что эксклюзивный суперкар, и все желали завладеть им. И вот, его хозяином был некий человек (видимо, очень богатый) по имени Гней Сей. И этот Гней Сей был казнен по приказу Марка Антония. Мы не знаем деталей и обстоятельств, но точно знаем, что он умер насильственной смертью и, по всей видимости, в 44 г. до н.э. Дату мы можем примерно установить потому, что за конем уже выстраивались очереди.

В Риме снова начиналась гражданская война (после смерти Цезаря). Союзник Марка Антония по имени Публий Корнелий Долабелла (интереснейшая личность, стал консулом в возрасте 25 лет благодаря протекции Цезаря, был женат на единственной дочери Цицерона) ехал в Сирию, чтобы установить контроль над этой провинцией. Но по дороге он сделал большой крюк и заехал в Аргос специально ради этого коня. Долабелла заплатил за него 100 000 сестерциев, и конь отправился в Сирию.

Поначалу миссия Долабеллы шла довольно успешно для него.

Путь в Сирию лежал через Малую Азию, а там укрепился один из убийц Цезаря Гай Требоний. Между ними сразу же начались военные столкновения, в ходе которых Долабелла штурмом взял главный город провинции, где находилась ставка Требония.

Требоний был захвачен врасплох. Он хотел сдаться, но центурионы сказали, что Долабелла требовал доставить только голову Требония, а не всего Требония целиком.

Рано утром голова Требония была выставлена на всеобщее обозрение. Но разгневанные ветераны Цезаря, желавшие отомстить за убийство своего любимого полководца, посчитали, что этого мало. Цитирую Аппиана:

"Так как Требоний был соучастником в убийстве Цезаря и задерживал Антония у дверей сената беседой во время убийства, то разгневанное войско и вся масса рабов, окружавшая его, издевались всячески над его трупом, а голову его в шутку перебрасывали, как мяч, по вымощенному камнями городу и уничтожили ее. Так из убийц Цезаря первым был наказан Требоний"

На этом успехи Долабеллы и закончились.

В Сирии легионы уже взял под свой контроль Кассий, один из главарей заговора против Цезаря. Было понятно, что без войны он Сирию не отдаст. Все надежды Долабеллы получить подкрепления от союзников таяли одна за другой...

В итоге, Долабелла попал в безвыходное положение. Его воины дезертировали, флот потерпел поражение, он был окружен. Когда Кассий смог подкупить его охрану, Долабелла покончил с собой.

Конь достался Кассию!

Дела у Кассия до определенного момента тоже шли неплохо. Он и его напарник Брут смогли набрать большое войско, заручиться поддержкой союзных царей, собрать огромную казну. Они готовились к решающей битве с наследниками Цезаря, В которой должна была решиться судьба всего Рима. И, знаете, в тот момент было совсем не очевидно, что Брут и Кассий проиграют. Наоборот, их шансы были очень даже высоки.

Брут и Кассий. Кадр из сериала "Рим"
Брут и Кассий. Кадр из сериала "Рим"

3 октября 42 г. до н.э. произошла первая битва при Филиппах. Зловещие знамения сопровождали Кассия. Рассказывали, что когда перед Кассием несли статую Победы, носильщик поскользнулся, и Победа упала прямо в грязь. В ночь накануне битвы у Кассия было дурное предчувствие. Днём битвы был его день рождения...

И хотя битва в целом закончилась "вничью", Кассий в тот день умер, причем, довольно загадочно. Крыло, которым командовал Кассий, было разбито, и он решил, что всё потеряно. Всадники от Брута уже ехали к нему, чтобы сообщить, что на втором крыле - блестящая победа! Но Кассий почему-то принял их за врагов и решил покончить с собой.

По одной версии, он зарезался именно тем мечом, которым убивал Цезаря.

По другой версии, он накинул на голову одежду и приказал своему вольноотпущеннику перерезать себе горло. После в палатке Кассия нашли его голову отдельно от туловища, а того самого вольноотпущенника и след простыл.

Брут не обладал ни опытом, ни авторитетом Кассия. Через 3 недели он потерпел сокрушительное поражение и тоже покончил с собой.

Победу одержали Марк Антоний и Октавиан. Угадайте, кому из них двоих достался конь Кассия?

Разве не иронично, что Гней Сей, первый из названных владелец этого коня, был казнен именно по приказу Марка Антония? И вот, Сеев конь уже украшает собой конюшни Антония.

Предполагаемый портрет Марка Антония
Предполагаемый портрет Марка Антония

#Антоний был в зените своего могущества. Впереди его ждали власть, богатства, слава, новые блестящие завоевания. В то время никто и подумать не мог, что через 12 лет Антоний будет корчиться в предсмертных судорогах в луже собственной крови, покинутый всеми (кроме Клеопатры), а единоличным правителем Рима станет этот худощавый болезненный паренёк, за которого все войны всегда выигрывали другие.

Умирал он действительно мучительной смертью. Он ударил себя мечом в живот, но рана оказалась недостаточно глубокой. Он умирал медленно, истекая кровью, страдая от боли, на руках у Клеопатры. Его предсмертные минуты описывает Плутарх:

"А его, про­дол­жал он, пусть не опла­ки­ва­ет из-за послед­них тяж­ких пре­врат­но­стей, пусть луч­ше пола­га­ет его счаст­ли­вым из-за все­го пре­крас­но­го, что выпа­ло на его долю — ведь он был самым зна­ме­ни­тым чело­ве­ком на све­те, обла­дал вели­чай­шим в мире могу­ще­ст­вом и даже про­иг­рал свое дело не без сла­вы, чтобы погиб­нуть смер­тью рим­ля­ни­на, побеж­ден­но­го рим­ля­ни­ном".

Как мы знаем, #Клеопатра тоже вскоре покончила с собой.

А что стало с Сеевым конём дальше - неизвестно, но, судя по всему, Октавиан его себе не забрал)