Найти тему
Белая роза

От ворона до феникса. Процесс обновления человека

Тогда отчаяние подступает к сердцу, 
Душа становится мрачной.
Целомудрие и красота обитают там, 
Где мужественный человек подобен 
Оперению сороки.
Пока он обитает в двух мирах,
В раю и в аду,
У него есть надежда.
Тот в нём, кто слаб и недостоин, одет в чёрное и подобен тьме.
А другой в нём, верный и стойкий, одет в белое. 
Хитроумная природа надежно хранит свою тайну, 
Её не постичь глупому человеку.
(Вольфрам фон Эшенбах, . Парцифаль, 1,1-17)
Тогда отчаяние подступает к сердцу, Душа становится мрачной. Целомудрие и красота обитают там, Где мужественный человек подобен Оперению сороки. Пока он обитает в двух мирах, В раю и в аду, У него есть надежда. Тот в нём, кто слаб и недостоин, одет в чёрное и подобен тьме. А другой в нём, верный и стойкий, одет в белое. Хитроумная природа надежно хранит свою тайну, Её не постичь глупому человеку. (Вольфрам фон Эшенбах, . Парцифаль, 1,1-17)

Первые строки из романа «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха относятся к мистической природе этого эпоса. Образ сороки с её чёрно-белым оперением был использован как символ человеческой души ещё средневековыми мыслителями. Подтверждением тому служат многочисленные примеры из живописи и поэзии той эпохи.

Но и в последующие века образы мистериальных животных использовали для метафорического изображения стадий развития души человека и тех влияний, которые она испытывает. Алхимики использовали таких животных для отображения процессов, протекающих в ретортах, и соответствующих процессам, происходящим в душе человека. Тёмную массу бесформенной первичной материи представляли, как чёрную жабу, скованную цепью с белым орлом, символом света, связанным с тьмой, чтобы обеспечить освобождение из этой тьмы. Зелёного льва, красного льва и многоцветный павлиний хвост использовали для представления химических реакций элементов и металлов, символизирующих душу человека на её пути к освобождению.

Так как представителей животного мира использовали для изображения астральных сил, исследуемых человеком в ходе его развития, то некоторые особенности облика и поведения человека можно было сопоставить с поведением и внешностью определённых животных. Природа дарит нам зеркало, в котором мы можем увидеть отражение жизни нашей души. Такие символы могли оказывать глубокое влияние на сознание человека, и именно поэтому они с незапамятных времен присутствовали в мистериях.

Птицы разных пород занимали особое место среди мистериальных животных. Помимо хорошо известных птиц, изображали и мистические существа, объединяющие в себе разных представителей животного мира. Например, грифон сочетал в себе орла и льва. Птицы, которые могли парить в воздухе и садиться на землю, олицетворяли символическую связь между небом и землёй.

Разве не подобна птице человеческая душа, которая в моменты концентрации духовных сил может отрываться от грубой материи, чтобы попасть в более тонкие сферы? Светлое или тёмное оперение разных птиц соответствует их положению в царстве света или тьмы. Но иногда хитроумная природа всё перемешивает. Например, чёрно-белое оперение сороки является символом раздвоения души.

Пять мистериальных птиц

В трудах алхимиков мы часто встречаемся с определённой иерархией мистериальных птиц. В старинном руководстве «Musaeum Hermeticum Reformatum et Amplification» (Герман фон Занде, Франкфурт, 1677), очевидно, написанном под влиянием розенкрейцеров и алхимиков, приведён рисунок, изображающий в центре круг, в верхней половине которого представлена небесная иерархия и знаки зодиака. В нижней половине этого круга изображены пять мистериальных птиц, одна рядом с другой. Эти пять птиц, к которым относятся ворон (иногда и сорока), лебедь, василиск, пеликан и феникс, символизируют этапы духовного развития человека. Те же самые мистериальные птицы упоминаются и в Алхимической Свадьбе Христиана Розенкрейца с комментариями Яна ван Рэй- кенборга. На второй странице упомянутой книги приведён рисунок художника Джофра (Johfra) под названием «Мистерии Розенкрейца», где тоже присутствуют все пять птиц. Каждая птица помещена в угол пентаграммы; при вытягивании пяти сторон пентаграммы в одну линию пять птиц располагаются в указанном выше порядке. Эти птицы символизируют пятеричный путь души согласно процессу алхимической трансформации свинца в золото. Это путь от ворона к фениксу, путь, на котором душа освобождается от материи. Следует, однако, понимать, что этапы развития души взаимно перекрываются, и поэтому ворон может оказаться после феникса. Грубая материя может затемнять сознание человека до тех пор, пока его физическое одеяние не будет отброшено в процессе смерти. Эта древняя символика не утратила смысла и в наше время. И сегодня путь освобождения человека может быть описан с помощью пяти мистериальных птиц.

Поэт русского происхождения Александр Нитцберг, вдохновлённый красотой древнего символического языка, создал цикл стихов, которые вместе с цитатами из Библии стали основой кантаты Христос, небесный Феникс (Х.А.Штамм). Эти стихи послужили отправной точкой для данной статьи.

ВОРОН 
Во мраке ночей,
Когда ни один луч света не проникал ко мне 
И тьма поглощала меня,
Я лежал изгнанником как в могиле.
Пустота чёрным вороном
Окружала меня, и
Я чувствовал, как
Преходяще всё земное.
Они принесли мне вино,
Они принесли мне хлеб,
И я ощутил новую жизнь,
И восстал как со смертного одра.
Новая жизнь тайно проникала сквозь тьму,
И когда пришло утро,
Вдалеке я увидел ЕГО.
ВОРОН Во мраке ночей, Когда ни один луч света не проникал ко мне И тьма поглощала меня, Я лежал изгнанником как в могиле. Пустота чёрным вороном Окружала меня, и Я чувствовал, как Преходяще всё земное. Они принесли мне вино, Они принесли мне хлеб, И я ощутил новую жизнь, И восстал как со смертного одра. Новая жизнь тайно проникала сквозь тьму, И когда пришло утро, Вдалеке я увидел ЕГО.

Чёрное оперение ворона поразительно. Чёрное — это нечто особое. Мы ведь до сих не знаем, следует ли рассматривать чёрное как цвет; до сих пор не изучен механизм оптического восприятия чёрного человеком. Чёрное — это что-то таинственное, как «Чёрный Озирис», скрытый внутренний дух. Чёрное поглощает свет, не создавая излучения изнутри наружу. С одной стороны, это означает, что внутренний свет души всё ещё в плену, с другой стороны - ищущий человек дистанцируется от обычного природного света. Ворон как чёрная птица символизирует начало духовного пути. В алхимии это соответствует фазе «нигредо», фазе почернения. Метафорически это та фаза, в ходе которой личность «погибает» в эндуре. Неслучайно Христиан Розенкрейц оставляет ворона позади на подготовительном этапе. Ворон рождается под знаком Сатурна, металлом которого является свинец. В алхимии планеты и связанные с ними металлы обозначаются одной и той же пиктограммой, так как земные металлы - это проявления планетарных сил, а каждая планета, в свою очередь, - это проявление сил в солнечной системе. Как части солнечного космоса, планеты выполняют определённые функции в теле солнечной системы. Но в данном контексте мы говорим не о физических звёздных телах, а об их тонком взаимодействии, которое называют «астральным» согласно древней науке астрософии (astra— звезда). Согласно древней мудрости, Солнце (дух, золото) и Луна (душа, серебро) также относятся к семи мистериальным планетам. Три внешних мистериальных планеты — Уран, Нептун и Плутон — занимают необычные положения. Они контролируют процессы духовного изменения и активируют их. Земля, металлом которой является сурьма, не принимается во внимание. Планетарные сферы солнечной системы оказывают воздействие на нашу землю; они работают с царством природы, в частности, с его представителем - человеком. Степень их воздействия зависит от духовной ориентации человеческого существа, на которого направлено такое воздействие. Часто эти сферы работают, привязывая человека к земле; но тот, кто вступил на путь духовного развития, испытывает на себе их освобождающее влияние.

Свинец образовался на Земле под планетарным влиянием Сатурна и контролируется им. Считается, что атомы свинца «поляризованы» Сатурном, который работает в двух аспектах.

С одной стороны, Сатурн - это сеятель, создающий форму за счёт кристаллизации. Части тела человека, сформированные из плотного материала, например, скелет, образовались под влиянием Сатурна. С другой стороны, Сатурн - это безжалостный жнец, коса которого может скосить всё, что он посеял, если кристаллизация зашла слишком далеко. Умирание и смерть тоже относятся к сфере его влияния. Поэтому нет ничего удивительного в том, что согласно греческой мифологии Хронос (Сатурн по-гречески) «пожирает своих детей».

Ворон, птица, связанная с Сатурном, - это, прежде всего, выражение непросвещённого изолированного сознания «я», глубоко погружённого в материю и забытого Богом. Но если человек осознает свою изоляцию и одиночество, если поймёт, что он живёт, будучи отделён от света, то это уже будет началом великого преображения.

Прозрение развивается благодаря прикосновению света. Тьма же воспринимается только как тьма. Когда говорят, что «прозрение — это открытые врата», то имеются в виду «врата» Сатурна. Только в том случае, если ищущий сможет воспринять болезненное прозрение и понять, что он существует в «духовной ночи», он сможет воспринять и последствия, чтобы развить земное сознание на пути эндуры. Вот почему в мифологии так часто говорят о позитивной роли ворона, о его высоком интеллекте. Именно поэтому на алхимических эмблемах ворона часто изображают с белой головой. С такой точки зрения ворон соответствует более высокому уровню развития человека. Но он является также и символом добровольного одиночества, отказа от внешнего чувственного мира, он снова сосредоточен на всё ещё изначально тёмном внутреннем мире.

Разве каждый ищущий не ощущает, что иногда Сатурн вызывает пессимизм, парализующее чувство тяжести, которое можно устранить лишь за счёт напряжённой концентрации сознания? Снова и снова надо нейтрализовать кристаллизующее влияние Сатурна. И совсем не случайно, что на пиктограмме Сатурна крест, символ тела или земли, размещён над полукругом, символом души. Душа, испытывающая влияние Сатурна, «несёт свой крест». Постепенно человек, отшельник на острове Патмос, развивается, доходя до начала пути. Он хочет «сделать свои пути прямыми для Господа» и облачиться, образно говоря, в чёрное одеяние отшельника. Это чёрное одеяние относится к душе, которая постепенно становится непроницаемой для излучения диалектического мира. Кандидат на пути мистерий не должен погружаться в самоизоляцию, ведь его главное стремление обращено к Свету, к которому его ведёт сила Христа. Именно это и составляет главное отличие пути мистерий от всех оккультных учений и может быть применимо ко всем процессам истинного духовного развития.

ЛЕБЕДЬ 
Моё оперение сияет белизной.
Чистые струи вод подо мной
Отражают эту белизну, словно говорят, 
Что всё во мне - покой.
Из души поднимаются песни,
Желающие достичь небес.
Мои крылья сложены, сейчас 
Я могу только петь.
Я погружаюсь в звуки,
И моё тело становится звучащим. 
Слушайте, венец всех желаний, 
Мою чистую лебединую песнь.
ЛЕБЕДЬ Моё оперение сияет белизной. Чистые струи вод подо мной Отражают эту белизну, словно говорят, Что всё во мне - покой. Из души поднимаются песни, Желающие достичь небес. Мои крылья сложены, сейчас Я могу только петь. Я погружаюсь в звуки, И моё тело становится звучащим. Слушайте, венец всех желаний, Мою чистую лебединую песнь.

Благодаря самопознанию характер человека постепенно улучшается, и его дыхательное поле очищается. Если говорить алхимическим языком, это означает, что появляется кристально белый, соответствующий второй фазе процесса. Очищенное дыхательное поле называют белой розой, или розой Иоанна. Оно напоминает чистую поверхность озера, прекрасно отражающую духовный Свет. На таком озере лебедь может остаться. Лебедь - это символ новой души, родившейся благодаря слиянию с первоначальным светом. Такая душа облачена в белое льняное одеяние, называемое одеянием Юпитера. Теперь активной планетарной сферой становится Юпитер, самая яркая звезда на ночном небосводе. Связанный с Юпитером металл - олово, которое, будучи отполировано, прекрасно отражает свет. На пиктограмме Юпитера половина Луны размещена с левой стороны (на левом плече) креста. Влияние Юпитера дарит человеку оптимистический взгляд на вещи, человек становится радостным. Длинную шею лебедя венчает головка, высоко поднятая над телом. Так сознание господствует над материей.

Однако новое радостное сознание таит в себе некоторую угрозу: ищущий может увязнуть в трясине, полагая, что он уже достиг высокого уровня духовного развития. Мы видим это в образе лебедя. Другая опасность, связанная с новым состоянием, таится в появлении высокомерия и привязанности к красивой внешности, к чему очень склонно «я». Но если кандидат хочет достичь следующей ступени, то он должен спеть свою лебединую песнь, песнь эндуры. Следует заметить, что в качестве символов второй фазы алхимического процесса иногда используют и других птиц, например, белую ласточку или белого орла, борющегося с драконом.

ВАСИЛИСК 
Из глубокой тьмы
Выполз выводок змей,
И они до крови искусали меня 
Своими острыми зубами.
При взгляде на них
Мою душу парализовал страх.
«Зачем ты вывел нас из Египта, 
Чтобы дать умереть в пустыне?»
И тогда Господь сказал: 
«Сотвори змею из железа
И установи её как символ.
Каждый, кого искусали змеи, 
Посмотрев на неё, оживёт».
И от креста в пустыне
Жизнь воззвала ко мне.
И кровь жизни
Потекла по моим венам.
И затем голос произнёс:
«Это сын мой возлюбленный,
Я превознёс его для вашего спасения!»
И змеи исчезли.
ВАСИЛИСК Из глубокой тьмы Выполз выводок змей, И они до крови искусали меня Своими острыми зубами. При взгляде на них Мою душу парализовал страх. «Зачем ты вывел нас из Египта, Чтобы дать умереть в пустыне?» И тогда Господь сказал: «Сотвори змею из железа И установи её как символ. Каждый, кого искусали змеи, Посмотрев на неё, оживёт». И от креста в пустыне Жизнь воззвала ко мне. И кровь жизни Потекла по моим венам. И затем голос произнёс: «Это сын мой возлюбленный, Я превознёс его для вашего спасения!» И змеи исчезли.

Силы, связывающие нас с землёй и природой, крепки и упорны. В василиске такие энергии взаимно сочетаются. Василиск - это змея- дракон, который может убить взглядом. Часто его петушиную голову украшает гребень. Считается, что он вылупился из неудачного яйца, высиженного змеями, жабами или даже в экскрементах. Такая метафора относится к иррациональным качествам человека, его глупости и надоедливости, то есть к тем качествам, от которых следует избавиться. В этом контексте петух - вовсе не вестник нового утра, а драчливая птица с ярко красным гребнем - символ интеллекта, находящегося во власти инстинктов.

Василиск также представляет собой маленького короля, яркий образ иллюзорной королевской власти «я», пытающегося удержать пробудившуюся душу в подчинении. Василиск без крыльев - это змея, а с крыльями он относится к мистериальным птицам. Василиск связан с планетой Марс; под влиянием Марса поляризуется железо и разогревается человеческая кровь. Благодаря такой поляризации человек может преобразовать свои желания в действия. Но так как Марс - бог войны, любящий насилие и кровопролитие, то действия человека, находящегося под его воздействием, часто связаны с агрессией.

Духовно страждущий человек в пожилом возрасте переживает этап осознания своего низшего «я», сосредоточенного на земной жизни, как фактор беспокойства. Это происходит из-за концентрации сексуальной энергии, а также из-за того, что крестцовое святилище - это место рождения желаний низшего «я», в котором солнечное сплетение работает как мозг. Человек вынужден сопротивляться иррациональным желаниям, сомнениям и недостатку веры. Когда Моисей вёл иудеев через пустыню, они начали роптать: «Зачем ты вывел нас из Египта, чтобы дать умереть в пустыне?»

Каждый, кто вступает на путь обновления души, проходит через такую фазу развития. При этом очищающий огонь ощущается почти физически как укус змеи - в тот момент, когда оживают прежние склонности. Вот почему Бог говорит Моисею, чтобы тот установил железную змею, дабы всякий, кого укусила змея, мог, посмотрев на железную змею, остаться в живых. Такой процесс представлен змеёй на кресте, «serpens mercurialis» алхимиков. Эта змея противостоит ползучим рептилиям, как очищенное возвышенное сознание противостоит сознанию низшего «я», сфокусированному на земной материи. Желания низшего «я» можно преодолеть благодаря самоотдаче, чтобы оно больше не реагировало на соблазны. Согласно алхимикам, перед василиском надо поставить зеркало, чтобы направить его смертоносный взгляд на него самого. Зеркало символизирует самопознание, нейтральное наблюдение за энергиями, истекающими из нашего «я» и втекающими в него от других. При возникновении внутреннего беспокойства, когда кровь начинает «закипать», следует дать ей охладиться, чтобы человек мог успокоиться и больше не реагировать на такие искушения.

Иногда василиска изображают вместе с павлином, убийцей змей. Павлин с помощью его чудесно окрашенного хвоста (canda pavonis) может преобразовать отрицательную энергию в солнечную, светлую субстанцию. «Глаза» на узоре павлиньего хвоста символизируют мудрость, появившуюся в результате конфликта с нашей собственной отрицательной кармой, василиском. Этот символ имеет и другое объяснение. Разве павлин не является также символом тщеславия, бахвальства собственным великолепием и славой? Такое двойное толкование, вероятно, связано с примечаниями, найденными в некоторых трудах по алхимии, из которых следует, что алхимический процесс перестаёт протекать при появлении павлиньего хвоста. Если кандидат всё ещё не может отказаться от дьявольских соблазнов и радуется воображаемым достижениям, то он путает путь трансфигурации с оккультным путём эгоцентрика. По этой причине именно мотив всегда определяет результат, достигнутый в ходе процесса: появился ли павлиний хвост хвастливого «я» или появившийся цвет предвещает славу гностической жизни тела.

ПЕЛИКАН 
Моё оперение ослепительно бело.
Сияющий надо мной небосвод 
Отражает его белизну,
И лучи света пронзают моё сердце.
Красной кровью моего сердца
Я кормлю семерых птенцов.
Мои крылья надёжно укрывают их.
Под таким живым куполом 
Кровь, которую они пьют, 
И плоть, которую они едят, 
Превращаются в жизнь и дух.
ПЕЛИКАН Моё оперение ослепительно бело. Сияющий надо мной небосвод Отражает его белизну, И лучи света пронзают моё сердце. Красной кровью моего сердца Я кормлю семерых птенцов. Мои крылья надёжно укрывают их. Под таким живым куполом Кровь, которую они пьют, И плоть, которую они едят, Превращаются в жизнь и дух.

Когда кандидат пережил нападение василиска и принесённые этим страдания, он может перейти к состоянию истинной священнической жизни. Теперь энергии новой души свободны, и их можно сознательно отдать (семеричным путём) на службу ближним. Таков символ пеликана, кормящего семерых птенцов кровью собственного сердца. Такая чисто священническая работа - задача истинного розенкрейцера. В этой связи шотландские вольные каменщики говорят о степени розенкрейцерства. «Рыцарей Розы и Креста» называют также «рыцарями пеликана».

Венера — планета, оказывающая влияние на священническую работу и проявление милосердия. Символ планеты - пиктограмма, состоящая из креста и круга над этим крестом. Этот символ говорит о том, что божественная любовь поднимается над материей. Практикуя сострадание и милосердие, кандидат окрашивает розу на кресте своей жизни в красный цвет до тех пор, пока она не приобретет рыжеватого оттенка и не начнёт блестеть как медь, металл Венеры. В средневековом «бестиарии», сборнике рассказов и сказок о существующих и вымышленных животных и их особенностях, мы читаем: «О пеликан, полный добродетели Господь Иисус». Такое обращение связано с тем, что пеликан не ест больше, чем ему нужно для поддержания жизни. Это качество необходимо для самоконтроля и поддержания энергетической гармонии на пути. В более широком смысле пеликан - это живое тело истинной духовной школы, которая реализует защищённое силовое поле, представляемое распростертыми крыльями, укрывающими семерых птенцов. Существуют мифы, в которых пеликан убивает своих птенцов и оживляет их через три дня кровью собственного сердца. Это может означать, что силовое поле «убивает» преходящее, чтобы создать новое и вечное - позволяя старому, обречённому, уступить место новому этапу развития.

ФЕНИКС 
На крыльях моих золотых
Я взмываю ввысь из могилы.
Все долги позади,
Я простил их все.
Иисус Христос, небесный феникс, 
Принимает меня в своё царство, 
Царство вечного короля, 
Царство воскресения.
ФЕНИКС На крыльях моих золотых Я взмываю ввысь из могилы. Все долги позади, Я простил их все. Иисус Христос, небесный феникс, Принимает меня в своё царство, Царство вечного короля, Царство воскресения.

Если вся священническая работа выполняется с верой и упорством, то неизбежно придёт победа над жизнью низшего «я». Вот почему пеликана часто объединяют с фениксом, мифической птицей, символом воскресения или, скорее, символом трансфигурации, «второго воскресения»! Этой фазе соответствует планета Меркурий, её металл — ртуть. Кандидат празднует первое воскресение при возрождении души.

Это фаза лебедя, на которой закладывается основа для трансфигурации. При «втором воскресении» «божественная ртуть» приобретает такую силу в обновлённом нервном флюиде, что над головой кандидата может вспыхнуть огненное свечение в форме пятигранника. При этом победа над смертью становится очевидной. Как говорит Пётр в Первом послании к коринфянам: «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою».

Слово, божественная энергия, уже давно связано с кандидатом. Оно записано в его сердце. И теперь, когда при поддержке сил Меркурия пройдена критическая фаза, Слово наполняет его душу и тело. Дух Господень объединился со страждущим человеком.

Пятигранное свечение окружает его голову, словно огненный венец. Голова феникса украшена королевским оперением. Феникса часто изображают с двумя головами, чтобы показать человека-гермафродита, в котором мужчина и женщина снова объединились. Как хвост кометы, излучение Духа-Души наполняет дыхательное поле кандидата и окрашивает его в золотой цвет. Золото - металл солнца. Семь металлов, среди которых и серебро (Луна), рассматривают как символ Света души. Семь металлов объединяются в единое целое ртутью. В таком новом сочетании объединяющий фактор, представляющий собой набор нечистых металлов, содержащихся в крови и служащих прекрасным проводником кармических сил, полностью исчезает.

В Алхимической Свадьбе есть описание того, как Христиан Розенкрейц буквально околдован красотой феникса. Шея феникса лучится золотисто-желтым светом, его тело и крылья светятся пурпуром. В символизме розенкрейцеров эти образы связаны с Граалем в сердце кандидата и с фиолетовой королевской мантией священнослужителя, окутывающей пилигрима в конце его странствий.

Известна старинная гравюра с изображением горящего гнезда феникса, на которой ветки образуют пентаграмму, символ возрождения. Буквы I.N.R.I. (Igne Natura Renovatur Integra - природным oгнём полностью обновлённый) на кресте Голгофы также относятся к фениксу. Таким образом, путь, на котором человек освобождается от пут, связывающих его с природой смерти, в алхимии представлен мистериальными животными, от ворона до феникса.

В терминологии Духовной школы Золотого Розенкрейца это путь очищения и внутреннего опыта, который ведёт через пустыню земной жизни к состоянию служения людям и человечеству.

Мифологический взаимообмен "Макрокосмоса" и "Микрокосмоса"
Мифологический взаимообмен "Макрокосмоса" и "Микрокосмоса"

Каков точный размер микрокосмоса?

Мы можем сказать, что средний микрокосмос имеет диаметр около 18 м. Это значит, что каждый из нас, например, сидящих в некотором помещении, находится в микрокосмосе других, и все мы испытываем взаимное влияние. В зависимости от степени развития души в микрокосмосе последний очищается и восстанавливается; его поле излучения расширяется.

Согласно Универсальной Мудрости, земля погружена в живое тело Христа, и можно легко себе представить, как огромен «микрокосмос» Христа. Это космос или, вернее, один из аспектов космоса.