Найти тему
Полярная крачка

Большое автопутешествие по России. Первый день и сразу поломка машины. Валдай

Оглавление

Три дня назад мы покинули Санкт-Петербург, пробыв дома всего две недели. Несмотря на то, что мы с Алексеем любим пешие походы и поезда, часто ходим под рюкзаками и исколесили почти всю страну в плацкарте (а кое-кто и автостопом), на задворках наших грандиозных планов на жизнь давно пылилась идея отправиться в длительное путешествие по нескольким регионам страны на машине. Но времени и возможности ее осуществить не предоставлялось до настоящего момента. Так, чтобы не было притягивающих к месту рабочих обязательств, но при этом были средства на жизнь и благоприятное для поездок время года. В общем, более-менее все сложилось, и мы, подготовив старушку Красную Шапочку (Форд Фокус первого поколения), загрузив в нее кучу вещей, продуктов и себя, отправились по М-10 в сторону невероятных приключений.

Чтобы вы понимали, когда для некоторых походы под рюкзаком – это выход из зоны комфорта, для нас такой выход – автопутешествие. Потому что непривычно. Мы назвали его турне(пс). Лёша как-то сказал «поедем в турне», и шутка про турнепс родилась спонтанно при обсуждении планов, и с тех пор грядущая поездка получила такое кодовое название, которое прижилось. Будет у нас турнепс, а не турне, ведь и так по жизни «все не как у людей».

Ну что, поехали в турнепс!

-2

По Новгородской земле

Приключения не заставили себя ждать. Правда, совсем не те, что мы ожидали. Выехали, как полагается, позже назначенного времени. Когда нет фиксированного кем-то другим срока отправления, как при перелетах, например, все равно чувствуешь себя немного расслабленно. На улице по-весеннему солнечно, небо сначала ясное, потом превращалось в мраморное, когда появлялись редкие перистые облака. В общем, настроение прекрасное. На границе Ленинградской и Новгородской областей мы остановились у небольшого пруда, чтобы перекусить. На стоянке очень громко птицы на самые разные голоса и мелодии. Весна! Чуть позже над трассой пролетели два аиста.

Следующая остановка была в Валдае. Мы заехали на острова Валдайского озера, на одном из которых расположен монастырь. На территорию не пошли, посмотрели на комплекс зданий со стороны, полюбовались пейзажами озера и лесом, в котором расцвели ветреницы и печеночницы. Эта территория охраняется Валдайским национальным парком. На улице, несмотря на солнце, было прохладно из-за сильного пронизывающего ветра. Поэтому отказались от идеи устроить обеденный пикник на берегу и встали на пустой солнечной поляне в отдалении от воды. Пожарили на горелке яичницу с сосисками, перекусили.

Именно такой размеренный темп путешествия мы планировали – останавливаться, где захочется, немного гулять, обедать на свежем воздухе. У нас с собой все наше походное снаряжение, так что ночевать мы можем тоже где-то на природе.

Когда сели в машину, обнаружила на себе двух клещей. Они ползли сверху по одежде, и еще не успели укусить. Вот теперь точно весна! У меня есть прививка от клещевого энцефалита, но все равно не хочется быть укушенной (ведь есть еще боррелиоз), поэтому, как это обычно бывает после обнаружения первого в сезоне клеща, последовала легкая паника и ипохондрическая чесотка с последующей перетряской всех вещей и профилактическим осмотром друг друга. После всего этого поехали дальше.

От Валдая у нас было два варианта развития событий: ехать по М-10 до Торжка, откуда мы хотели попасть в Ржев, или же последовать по предложенному Яндексом альтернативному маршруту в обход федеральной трассы. Мы рассудили, что на М-10 нет ничего такого, что мы еще не видели, и свернули на дорогу Валдай-Демянск, которая встретила нас идеально ровным новым покрытием. Около 20 км мы ехали в неописуемом восторге, разглядывая из окна старинные церкви, озерные пейзажи и петляя на живописных изгибах пути. Проехали поворот к Валдайскому национальному парку, где можно уйти в пеший пятидневный маршрут по Большой Валдайской тропе, сделав пометку, что когда-нибудь надо будет там погулять.

Наши восторги, впрочем, быстро закончились, когда шикарная и пустая (!) дорога вдруг оборвалась и превратилась в старую бетонку с характерными стыками. По ней едешь, как на коне, подпрыгивая и сотрясаясь. Мы не стали сразу же поворачивать назад, надеясь, что скоро бетонные плиты закончатся. И они закончились. Бетонка перешла в обычную лесную грунтовую дорогу, правда, достаточно широкую. Мне кажется, в этот момент, где-то вдоль дороги точно были специальные предупреждения для нас, как в том фильме «Трасса-60», чтобы мы поворачивали назад. Что-то вроде «Бегите, глупцы!». Но мы решили проехать еще немного по грунтовке до следующего населенного пункта. А вдруг там уже асфальт?

-4

Ехали по грунтовке медленно, и в этом были свои плюсы. Недалеко от дороги в лесу увидели большую хищную птицу, сидящую на верхушке большого выворотня. Похожа она была то ли на канюка, то ли на черного коршуна. А, может, большой подорлик? Оперение было скорее темное и однотонное, но, конечно, все произошло так быстро, что толком разглядеть и тем более сфотографировать не успели. Резко остановились и несколько секунд наблюдали за хищником, который скоро вспорхнул, расправив огромные крылья, и улетел вглубь леса.

Проехали чуть дальше и увидели на ручье плотину бобра. Прямо в мире животных – столько жизни вдоль лесной дороги. А еще цветы, цветы, цветы. Яркие поляны печеночниц тоже заставили меня выбежать из машины с фотоаппаратом. В общем, дорога живописная. Мы проехали старый деревянный мост через красивую речку, потом проехали небольшую деревеньку Русские Новики с руинами церкви Казанской иконы Божьей Матери, после которой путь стал совсем узкий и ничего хорошего для нашей машины не предвещал. Это была непопулярная, малопроходимая лесная дорога. И тут замигала лампочка аккумулятора.

Несколько лет назад у меня уже ломался генератор, и тогда я намертво встала посреди города недалеко от Мариинского театра, создав безумную пробку в ожидании эвакуатора. Помня это и оглядываясь по сторонам – мы в лесной глуши, где пропадает связь и почти нет населенных пунктов – я, конечно, начала переживать. Но, забегая вперед, скажу, что нам в тот день невероятно повезло.

Сразу же мы повернули назад. Алексей что-то подшаманил под капотом, рассудив, что мог отходить какой-нибудь провод, лампочка перестала гореть, и мы потихоньку стали возвращаться к М-10. Если что-то не так с генератором, нам надо быть как можно ближе к цивилизации и СТО. Все расстояние, которое мы успели преодолеть за это время, составляло не более 40 км, из них половина по тому прекрасному асфальту, что был в начале. Главное добраться до него, а туда уже можно будет вызвать эвакуатор, если что.

Руслан и Андрей

Проехали несколько километров, лампочка снова загорелась. Остановились, снова Алексей полез под капот. Сели в машину – не заводится. Несколько попыток, и она завелась. Едем дальше. Так, в тревоге, мы добрались до асфальтированной дороги. По ней скорость движения стала гораздо выше, и очень быстро мы выехали на М-10. Прямо там, около трассы, есть СТО, где работает автоэлектрик, судя по картам.

Мы доехали до этого места, припарковались, и с этого момента машина больше не заводилась. Заряд аккумулятора иссяк до конца, что-то случилось с генератором, и теперь ремонта точно не избежать. Невероятно повезло нам, как я уже говорила, потому что машина встала на парковке рядом с М-10 – там, где есть связь, гостиница и автоэлектрик. Если бы это произошло на лесной дороге, то неприятностей было бы гораздо больше.

Но автоэлектрика не было на месте, на дверях висел его телефон. На часах четыре часа вечера. Мы позвонили, он сказал, что находится на выезде и будет только через два часа. Но сразу оговорился, что помочь он нам вряд ли сможет, так как у него нет необходимых для ремонта запчастей. Но мы остались дожидаться его, потому что ехать никуда мы все равно не могли, а какую-то базовую диагностику он сделать мог.

Когда приехал автоэлектрик, его зовут Руслан, он проверил электрику в машине и вынес уже окончательный вердикт, что надо диагностировать генератор. Наверно только благодаря Руслану мы смогли выбраться из всей этой передряги в минимальные сроки и с минимальными потерями. Что было дальше? Руслан забрал Алексея и повез его на СТО в Валдай. Те станции ремонта, что находились на трассе, зианимались в основном грузовыми машинами и мелким бытовым ремонтом, поэтому они не могли нам помочь. То место, где работал Руслан, занималось в основном только шиномонтажом. Поэтому ребята уехали в город, чтобы посоветоваться со знакомым механиком.

Потом они вернулись, но уже втроем. Молодой парень Андрей посмотрел под капот и вынес несколько вердиктов: пока не разберем, не поймем, что именно с генератором, а разбирать будет сложно, потому что это форд, и долго, потому что у него много работы. Необходимы будут запчасти, их заказывают из Петербурга, и соответственно, привезут их только на следующий день после заказа, а какие именно запчасти нужны, будет понятно опять же после того, как разберут и вытащат генератор. Возможно, нам придется провести в Валдае не одну ночь.

Очень долго мы совещались, стоя вокруг капота и замерзая на ветру. Руслан помог найти квартиру в городе, чтобы переночевать, не переплачивая за гостиницу на трассе. Андрей дал другой аккумулятор для машины, чтобы мы могли завести ее и самостоятельно уехать в город. От трассы до Валдая было буквально 7 минут ходу. Зная, что генератор уже ломался и что машина далеко не новая, мы решили заказать новый генератор. Вряд ли это щетки или еще что-то. Можно было, конечно, перебирать запчасти, в надежде угадать и сэкономить, но принимая во внимание все обстоятельства, мы решили поменять сам генератор. Андрей под вечер успел скинуть заказ в Петербург, чтобы на утро нам его привезли.

Мы поехали в Валдай, остановились у дома хозяйки квартиры, чтобы забрать ключи, и тут машина снова заглохла уже на новом аккумуляторе. Мы позвонили Руслану, и он приехал на выручку с тросом (было уже почти девять вечера). Он отбуксировал нас до ночлега. Хорошо, что это было всего 2 км почти по прямой. По пути трос один раз порвался. На улице свирепствовал ветер, поднимая в воздух огромные клубы пыли. В общем, денек выдался очень насыщенный.

Гостеприимный Валдай

Утром, опять же с помощью Руслана, отбуксировали машину в ремонт. Андрей неожиданно обрадовал: генератор будет в 11:00, и велика вероятность, что в обед мы уже сможем уехать из Валдая. Почему это было неожиданно? Потому что накануне самый ранний прогноз по срокам был вечер этого дня, а то и утро следующего. Мы оставили ребят работать, и пошли на прогулку по городу, чтобы отвлечься и убить время. Несколько кадров с этой прогулки я уже выкладывала в отдельной галерее. На улице было дождливо, но тихо и относительно тепло. Мы прошлись по нескольким центральным улицам и вышли на берег озера.

-6

Этот город нас приятно удивил. Во-первых, конечно, отзывчивостью местных жителей. По большому счету Руслан мог просто сказать, что он не может нам помочь, и дать телефон эвакуатора, чтобы мы ехали ремонтироваться домой. Но он съездил и привез Андрея, сам нашел нам квартиру (это не были его знакомые), помог с буксировкой. И когда я вечером спросила, сколько мы ему должны, он отмахнулся и уехал. А через минуту вернулся, чтобы спросить, есть ли у нас продукты, и сказал, где находится ближайший магазин. Здоровья и счастья таким людям и их семьям. Пусть все у них будет хорошо. Как говорится, делай добро и бросай его в воду. Конечно, уезжая, мы все-таки его труд не оставили без внимания и отблагодарили.

Во-вторых, Валдай понравился уютом, аккуратностью и чистотой. Город симпатичный. Да, в нем, как и в любом другом старом городе дореволюционной эпохи, присутствует разруха, на улицах встречаются архитектурные памятники в плачевном состоянии, которые, кажется, никому не нужны. Но есть и прекрасные примеры современного благоустройства, которые приятно удивили. Нам очень понравилась набережная Валдайского озера, где сделали аккуратную рекреационную зону с аллеями, скамейками, спортивными, детскими площадками и понтонным пирсом, откуда в сезон ходит паром на острова. Рядом стоит большой современный молодежный центр, чуть дальше строится спортивный комплекс. Все-таки город развивается. Утром буднего и дождливого дня на набережной никого не было – только мы, утки и многочисленные крикливые чайки.

Валдай - небольшой городок в Новгородской области, где на данный момент проживает около 14 тысячи человек. Первое упоминание Валдая датируется 15 веком. Статус города он получает уже при Екатерине Великой и развивается за счет своего географического положения на пути из Петербурга в Москву.

Не успели мы вернуться на квартиру, как позвонил Андрей и сказал, что машина готова. Генератор поставили, машину завели, все проверили – можно ехать. Оказалось, что старый генератор полностью прогорел, и замена его составляющих запчастей никак бы не спасла ситуацию. Решение заменить его оказалось самым верным, хотя и не самым дешевым. Мы забрали Красную Шапочку, отблагодарили ребят, собрали вещи и уехали из Валдая.

Пройдено: 447 километров. Следующая остановка – Ржев.

Старый и новый Валдай
Старый и новый Валдай

Посмотреть видео об этой части путешествия можно здесь.

Еще в этом блоге:

А еще у меня есть Инстаграм, где я публикую истории и фотографии, а повседневные заметки из путешествия можно читать в Телеграме.