В 1054-м году произошла "Великая Схизма" и христианский мир раскололся на западный, католический, и восточный, православный. В этой статье мы обсудим причины по которым произошел раскол христиан, который продолжается до сих пор.
Для начала, стоит сказать, что христианский мир в XI веке, на момент разделения церквей, был огромен. Вся Европа, за исключением Испании и Прибалтики была христианской, но христианство было настолько сильно, что территории, которые мы сейчас уверенно причисляем к исламскому миру, были под властью христиан. К примеру, Африка, Ближний Восток, Иран и Средняя Азия были тоже населены христианами различных конфессий. Однако при всей огромности христианского мира он был разделен пополам, на западную и восточную части. На западе, религия концентрировалась вокруг Рима и института Папства, в то время как на востоке, центром веры оставался Константинополь. Но, несмотря на такое условное разделение, христианство по прежнему было единым. И раскол произошедший в 1054-м году, имел как религиозные так и политические причины.
Начнем же с религиозных, их еще можно назвать догматическими. Самым основным различием, можно посчитать язык, на котором проводили богослужения. На западе христианского мира, все церковные обряды и книги были на латыни и все христианство было латинизировано, в то время как на востоке, в Византийской Империи, все церкви, патриархии и прочие религиозные институты, проводили свои обряды и служения на своих национальных языках. Так к примеру, армяне, грузины, африканцы и ассирийцы проводили свои обряды на собственных языках.
Другим очень важным отличием было то, что христиане запада в своих богослужениях нарушали правила принятые на II Вселенском соборе всех христиан. Суть была в том, что западные христиане под влиянием франков и германских народов(начиная приблизительно с IX века) произносили главные религиозные тексты добавляя к ним «И в Духа Святаго, иже Отца и Сына (Filioque) исходящаго», в то время как в классическом варианте это звучало как «И в Духа Святаго, иже Отца исходящаго». Это новшество проникло в церемониал всех христиан на западе и положило начало догматическому расколу христианства, так как искажало Символы веры.
Помимо этого, в латинском христианстве священнослужители дают обет безбрачия, в то время как восточные христианские деятели могли иметь семьи и детей и только епископы давали обет безбрачия. Споры на эту тему были настолько жаркими, что в том же самом XI веке, на западе всех приверженцев брака для религиозных служителей объявили еретиками-николаитами(разврат-николаитство).
Еще одним, очень широко известным но весьма странным и неочевидным фактором раскола стал хлеб. Да, обыкновенный хлеб, который все христиане используют для священнодействий, на западе считали должным готовить без закваски, в то время как на востоке использовали обыкновенный заквашенный хлеб. К таким же незначительным факторам, можно отнести бритье бород, которое было обязательно для латинян, положение тела во время обрядов, и даже!!! использование "звериных имен". Ну, к примеру имена Лео, Лев, Вольф и другие. Латиняне активно использовали такие имена, в то время как греки считали это извращением христианства.
Таким образом, можно понять что латинские и греческие христиане очень отличались друг от друга культурно, но это ли было основной причиной раскола церкви? Ведь каким-то образом все время до этого, они сосуществовали вместе. Но тут, как и всегда, в дело входит власть и политика, которые и были основным фактором раскола христианства.
Политика начинает набирать обороты в тот, момент когда Папа стал поддерживаться не только местными итальянскими кланами, но и реформаторами церкви, которых поддерживали германские короли. Таким образом, с 962 года Папы начинают получать все больше власти, а с 996 года Папами стали становиться немцы по происхождению. История с местничеством, на самом деле стара как мир, так как уже 996 году Папой Римским стал племянник Императора Священной Римской Империи Оттона III, Бруно, и далее были примеры когда немецкие императоры делали своих родственников римскими патриархами. К этому моменту, сфера влияния между Римом и Константинополем была поделена, и граница проходила по Восточной Европе, так как Польша, Чехия, Венгрия и Хорватия были в составе папской структуры, в то время как Болгария, Сербия и все что восточнее принадлежали к Константинопольской структуре. И еще, Сицилия и современный юг Италии, были исторически и формально контролируемы из Константинополя. Эти земли были под началом местной аристократии из лангобардов-латинян, но в то же время, были заселены преимущественно грекоязычным православным населением. В качестве соуса к изысканному блюду, здесь были добавлены арабы,в лице Сицилийского эмирата, который контролировал часть Сицилии и Кампании(регион юга Италии).
И вот именно с Сицилии и юга Италии началось политическое противостояние Рима и Константинополя. Папа Римский и Константинопольский Патриарх боролись интригами за власть, и попеременно усиливали свои позиции, но все сохранялось в рамках статуса кво и даже арабов никто не собирался изгонять, но тут в дело вступили новые игроки.
Викинги, а точнее потомки викингов, осевших на севере Франции и побережье Бельгии и Нидерландов, христианизировались и стали католиками, но прошло слишком мало времени, чтобы потомки викингов позабыли о своем славном прошлом. К 1042-му году, Нормандия породила огромное количество благородных, но бедных нормандцев, которые не имели права на наследство, но имели отличные воинские навыки. И под предводительством нескольких лидеров, младшие сыновья нормандских баронов становились наемниками, и самым известным из них стал Роберт Гвискар, который и станет вместе со своими братьями одним из решающих факторов раскола христианского мира.
В этой истории все весьма забавно, так как в 1042-м году нормандцы, под руководством Роберта Гвискара захватывают Апулию и Калабрию у местных феодалов-лангобардов и Византии. Ни Папу Римского, ни Патриарха Константинополя, повторение нашествия викингов не устроило и они даже объединились в союз против нормандцев, но увы. Нормандцы были весьма сильны, а их предводитель Роберт Гвискар был талантливым воином и лидером, настолько выдающимся что на эпитафии к его могиле была начертано: "Здесь лежит Гвискар, ужас мира...".
Ну так вот, Гвискар захватил Апулию, Калабрию, Бари и получил от Папы титулы на княжение этими землями и стал его союзником, а в последствии завоевал Сицилию и неоднократно побеждал византийцев. Таким образом, Папа Лев IX, сначала воевал против нормандцев, а потом сделал их своими союзниками, и направил против императора Константина IX Мономаха. В итоге, в 1054-м году кардинал Гумберт, и три папских легата отправленные в Константинополь объявили анафему(высшее церковное наказание, сродни отлучению от церкви) на вселенский собор управляемый Михаилом Керуларием. В том же году, Собор объявил анафему Гумберту и его соратникам, и так свершился официальный раскол Церкви.
В последствии, конечно нельзя сказать что этот раскол сделал две церкви непримиримыми врагами, они даже союзничали и участвовали в Крестовых походах на одной стороне, но разрыв между Церквями все больше и больше усилился. Анафема в конце концов была отменена в 20-м веке, но и по сей день, Папа Римский и Православные патриархи не собираются объединяться чтобы воссоединить христиан всего мира.