Я думаю, большинство (если не все) зрители при просмотре трилогии "Властелин колец" и "Хоббит" отметили, что эльфы и гномы на экране, мягко говоря, не очень дружат. В финале "Пяти воинств" они даже сошлись в смертельной битве за сокровища Эребора, но положение спасло (если можно так выразиться) появление орков. Все таки общий враг, все дела.
Но вернемся к нашей теме. Каковы причины столь сильной ненависти, возникшей между этими двумя народами? Давайте разбираться.
Ответы можно получить из произведения "Сильмариллион" за авторством великого Толкина. Для начала окунемся в историю, чтобы узнать истоки проблемы.
На заре времен, когда Эру Илуватар создавал первых эльфов и людей, один из валар, Ауле, решил также дать жизнь какому-нибудь народу. Таким образом появились гномы, которых их создатель скрывал от Илуватара в подземных недрах. Само собой, все потуги Ауле вскоре вскрылись, и Эру пристыдил свое творение за стремление поскорее населить Средиземье.
В то же время Эру смилостивился над гномами и наделил их свободой воли (изначально они были големами, которые всего лишь имитировали жизнь). Таким образом на свет появились семь гномьих праотцов, которые, если делать выводы из написанного в черновиках "Сильмариллиона", первое время служили Морготу.
Первые гномы, принимавшие участие во всех войнах на стороне Черного врага, воевали на стороне орков и гоблинов, сражаясь с людьми и эльфами. Правда, потом Толкин переосмыслил свое отношение к этому народу и подкорректировал их историю для релизной версии произведения. Гномы стали "добрыми", однако сохранили твердость характера - не прощали обид и превыше всего ценили не только силу, но и богатство.
Крепкая дружба у гномов образовалась с эльфами нолдор, которые также любили кузнечное дело (особенно их лидер, Келебримбор, с помощью которого Саурон выковал Кольца Власти). И в один момент часть подгорного народа все же перешла на сторону врага - некоторых гномов прельстила перспектива, обещанная сначала Морготом, а потом и его слугой, сменившим изгнанного властелина.
Эльфам все это не сильно нравилось, лесных жителей напрягало осознание, что гномы склонны к переходу на темную сторону (сами остроухие никогда не служили злу). Последние потом из гномов превратились в карликов, отряд которых повстречался Турину Турумбару во время одного из его походов.
Но вернемся к нашему противостоянию.
Отношения между гномами и эльфами окончательно испортились после смерти короля Тингола. Владыка попросил гномов Нолгорда вставить один из камней Сильмарилли в королевское ожерелье, однако кузнецы после завершения заказа отказались возвращать драгоценность. Тингол разгневался и оскорбил гномов, а те не сдержались и убили его.
Стража эльфийского короля набросилась на подгорных мастеров и почти всех их перебила. Спаслись лишь двое, которые оспорили версию эльфов по поводу отказа возвращать ожерелье. Гномы сказали, что Тингол отказался оплачивать их работу по договору, что и стало причиной конфликта.
Услышав об этом, король гномов Нолгорда выслал войска в Дориат и разорил его, однако армиями Берена Однорукого удалось уничтожить атакующих. Правда, на некоторое время Дориат остался без защиты, чем воспользовался Феанор - он хотел вернуть свои камни.
Когда началась Война Гнева, двум народам было не до внутренних раздоров, тут бы выжить. Однако с тех пор гномы и эльфы никак не могли примириться, так как возлагали ответственность за изначальный конфликт друг на друга. Первые были упрямыми, как камень, а вторые - высокомерными и гордыми, а потому никто не желал уступать и признавать свою неправоту (по факту, виноваты были обе стороны).
Потепление в отношениях между ними случилось лишь после событий "Хоббита", когда людям, эльфам и гномам пришлось сражаться бок-о-бок с войсками орков у подножия Эребора. После победы оставшиеся в живых честно поделили сокровища и заключили союз, но какая-то прохлада в общении между их лидерами все еще прослеживалась.
Подводя итог, можно сказать, что эльфы и гномы с момента своего рождения кардинально отличались друг от друга (не только внешне, но и по характеру). Это как в семье, где не может быть двух лидеров, так и в Средиземье - каждый из них тянул на себя "одеяло сильнейшего".
Но, в конце концов, им пришлось примириться и позабыть старые обиды, корни которых не могли припомнить даже самые древние старейшины обоих народов.