Найти тему
История и культура Евразии

Китайские мигранты, на Дальнем Востоке, в период советско-китайского конфликта из-за КВЖД

На Дальнем Востоке, в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века происходили те же процессы, что и по всему миру, в тот период.

Основной проблемой между СССР и Китаем на Дальнем Востоке, в тот период была Китайская Восточная железная дорога (КВЖД). Китайские власти всячески осложняли работу советских органов, управлявших КВЖД.

  • Так, 11 марта 1927 г. наряд китайской полиции оцепил здание советского торгового представительства в Харбине. В помещении торгпредства был произведен обыск под предлогом возможного обнаружения там коммунистической литературы и оружия. 6 апреля 1927 г. вооруженный отряд полиции и солдат ворвался в советское полномочное представительство в Пекине и арестовал служащих полпредства. Были также произведены обыски в помещениях военного атташе, в советском торгпредстве и на квартирах сотрудников полпредства - Документы внешней политики СССР. М.: Госполитиздат, 1965. Т. 10. с. 141
Китайско-Восточная железная дорога — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 годах, как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными.
Китайско-Восточная железная дорога — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 годах, как южная ветка Транссибирской магистрали (de facto). КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными.

Это, и последующее закрытие дипломатических представительств СССР в Китае привело к резкому обострению отношений между Китаем и СССР. Особенно это отразилось на китайской диаспоре советского Дальнего Востока, активно занимавшейся в крае торговлей и составлявшей значительную часть крестьянства и рабочего класса.

Советское правительство арестовало во Владивостоке и Никольск-Уссурийске 600 китайских трудовых мигрантов и осудило их под различными предлогами на сроки до 1 года.

Зимой 1928-1929 годов китайцам было запрещено торговать по всему СССР, были повышены налоги на землю, выдаваемую китайским арендаторам.

В июле 1929 года КВЖД была национализирована китайской стороной, что еще более обострило конфликт.

  • Началось принудительное выселение китайских предпринимателей на родину. Только из Читы на ст. Маньчжурия было выслано 1300 китайских мигрантов, причем при пересечении границы у них конфисковывали все наличные деньги, а тех китайцев, у которых находили 1 тыс. руб. и более, арестовывали. Волна арестов прокатилась и во Владивостоке: только 24 июля 1929 г. в городе было арестовано около 1 тыс. китайцев. В общей же сложности за июль, август и первую половину сентября 1929 г. в Хабаровске было арестовано около 1 тыс. китайских мигрантов, во Владивостоке – 7 тыс. чел. В сентябре 1929 г. в тюрьмах Владивостока попрежнему оставалось 1600 китайцев. Питание их было чрезвычайно скудным: в день они получали только чашку затирухи и два куска черного хлеб - монография О.Залесской Китайские мигранты в условиях политической ситуации на дальнем востоке в конце 1920-х середине 1930-х годов

Все это привело к оттоку китайских трудовых мигрантов с советского Дальнего Востока. Раньше они составляли 17 % трудового потенциала промышленных предприятий Дальнего Востока, а в 1930 году их число составило всего 2,2 %.

Это сразу аукнулось на дефиците рабочей силы, которой на Дальнем Востоке всегда было мало. Советские власти не находя собственных кадров для восполнения дефицита стали использовать китайских военнопленных (около 8 тысяч человек) из числа тех, кто воевал во время военного конфликта на КВЖД.

Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский вооружённый конфликт, произошедший в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, являвшейся совместным советско-китайским предприятием. В ходе последующих боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

Также начали привлекаться маньчжуры и корейцы, которые массово бежали на советскую территорию из под японской оккупации. Тогда же возникла идея создания еврейской автономии в Приамурье (современная Еврейская автономная область).

Таким образом, в какой-то степени была решена нехватка трудовых кадров. Но сама проблема осталась и до сих пор Дальний Восток испытывает дефицит трудовых ресурсов.

Вам может быть интересно: Первый русско-китайский конфликт - Албазинская кампания

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.