Конец пятидесятых - начало шестидесятых — время больших экспериментов в жилом строительстве СССР. Тогда появились первые крупнопанельные дома, строились экспериментальные жилищные кварталы - именно тогда закладывались те самые стандарты, которые лягут в основу названия, которое станет нарицательным. Да-да, речь именно о наших родненьких "хрущевках".
Но даже среди тех экспериментов есть такие, которые выделялись особой оригинальностью. Например, герой моего сегодняшнего рассказа - дом номер 95 по Магнитогорской улице, предназначенный для работников завода «Баррикада». Дом, который построили наоборот.
Наоборот - в прямом смысле. Забудьте о классическом принципе снизу вверх: здесь сначала появилась железобетонная плоская крыша весом в 150 тонн. Потом, при помощи специальных гидравлических домкратов крышу подняли на проектный уровень и начали собирать четвёртый этаж. Потом подняли его и стали собирать третий и так далее.
В конце строительства пришлось задействовать вертолёт МИ-4, чтобы поднять и убрать домкраты с крыши. К моей невероятной радости сохранился даже снимок этого процесса. Дом был экспериментальным и его строительство освещалось крайне подробно.
Ключевой вопрос, который наверняка возник у вас - зачем? Действительно, к чему такие заморочки? Самый главный плюс такого строительства - нет необходимости в башенных кранах. Ведь подвезти и установить их - это целая история.
Если всё так хорошо, то почему же этот способ не прижился? Дело в том, что у этого дома есть брат-близнец на Октябрьской набережной. И осмотр того дома через некоторое время после окончания строительства выявил огромную усадку и наличие значительных трещин. Провели ревизию и дома по Магнитогорской - тут тоже были трещины, но без криминала. Но больше решили не рисковать и вернуться к традиционным способам строительства.
Исторические рассказы прекрасны, но такие объекты всегда лучше смотреть собственными глазами. Именно поэтому одним солнечным апрельским деньком я запрыгнул в машину и поехал на Магнитогорскую улицу.
Район, предназначенный для работников завода «Баррикада», сейчас выглядит откровенно плохо. Несколько домов заброшены и разрушаются, везде валяется мусор, а вокруг висит плотная атмосфера безнадёги. И если вы думаете, что это какой-то медвежий угол, то зря - до ближайшего метро «Ладожская» здесь минут 7 ходьбы, а до Невского проспекта чуть больше 3 километров.
Герой нашего рассказа. Жив-здоров, хоть и потрепан жизнью.
Сразу же ловлю удачу за хвост - дверь в подъезд (я помню, что мы в Петербурге, но парадные для меня исключительно в центре) открыта и я отправляюсь изучать внутренности эксперимента 60-летней давности.
И тут сюрприз. Дом внутри совершенно не похож на обычные хрущёвки. Тут всего один подъезд и лестница расположена совершенно нетривиальным способом - она занимает всю внутреннее пространство подъезда, при этом установлена боком.
Таким образом, в подъезде отсутствуют окна - все оконное пространство используется квартирами, которых здесь 32 штуки.
Свет появляется только на верхнем этаже - здесь в крыше сделана остеклённая надстройка.
Совсем рядом с домом выстроились в ряд многоэтажечки комплекса «ЗимаЛето». Несмотря на гораздо большую плотность застройки и концепцию человейника - ценник за квадрат там раза в два выше, чем в невысоких домиках остатков этого района.
Там чище, дома новее, квартиры лучше - но там никто не заморачивался озеленением и планированием территории для комфортной и спокойной жизни. Малоэтажная застройка и попытки сделать что-то новое в жилом строительстве и благоустройстве сейчас почти никому не нужны. Главное - количество квартир, которое можно впихнуть на ограниченном пространстве, не нарушая высотный регламент. Это не нытьё и попытки доказать, что «раньше было лучше» - а просто констатация факта. Так сложилось, увы.
В ближайшее время я планирую сделать цикл постов, посвященных необычным жилым домам Санкт-Петербурга. Если вам интересная эта тема - поддержите статью лайком, чтобы я мог понять, что стоит продолжать.