Найти тему

КОМУ ОН НУЖЕН ЭТОТ «ОСКАР»?!

На днях мне предложили сделать прогноз относительно возможных итогов очередной церемонии вручения наград Американской киноакадемии, известной всем как «Оскар». Поначалу, по старой зрительской привычке, обрадовался и согласился. Но потом червь сомнения закрался в мою душу, и я подумал: «А какое значение эти игры тщеславия имеют для нашей культуры, для наших зрителей и для меня лично?». Ответ был очевиден: абсолютно никаких…И успокоился.

Во всяком случае, мне совершенно все равно: победит ли в этой гонке «Земля кочевников». Или академики отметят драму «Отец». Да, эти картины идут в нашем прокате, но почему-то у касс кинотеатров не наблюдается очередей, и никто не спрашивает лишнего билетика. Хотя память подсказывает: как мы ловили по времена позднего СССР любую информацию о номинантах и лауреатах. И каким праздником обернулась для киноманов первая в истории трансляция церемонии на Центральном телевидении полгода спустя после того, как она состоялась в Лос-Анджелесе.

И уж верхом искренней любви была бессонная ночь в Стокгольме, когда мы с сыном смотрели ту церемонию, по которой с триумфом «плыл» «Титаник». Вот были времена! И вот были фильмы и звезды! Сейчас даже как-то неловко называть вслух имена номинантов. Кто их знает? А уж тем более обожает как кумиров… И каким-то ветеранами выглядят нынче в этом оскаровском строю Мэрил Стрип и Джек Николсон, Дастин Хофман и Роберт де Ниро. «Да, были люди в наше время!», - так и просится эта строчка из русского классика, чтобы оценить тот «Оскар». И этот.

Для меня «Оскар» как символ лучшего в киноискусстве скончался в тот момент, когда были принят новый регламент присуждения премии. Хотя и до этого лауреатами становились весьма сомнительные картины, где главными персонажами оказывались весьма «загоревшие» герои, страдающие от ига рабства. Или мужчины всех цветов радуги, включая небесный цвет.

Это кино – для них. А не для нас. И давно пора перестать оглядываться на Америку и Голливуд. Вспомним, знаменитый советский телесериал и реплику из него – «У них своя свадьба, у нас – своя». Давно пора понять, что «Оскар» - это способ удовлетворения Америкой собственного «эго», когда она может самоутверждаться в том, что якобы диктует свои принципы искусства и кинобизнеса всему остальному миру. И при этом поддерживает то, что явно несет в себе антироссийский заряд. Это как история с наукометрической зарубежной базой статей Scopus, когда мы почему-то измеряем наши теоретические достижения оценками тех, кто нам совсем не друг, а скорее идеологический противник.

Конечно, было бы грешно отрицать тот факт, что иными «Оскарами» мы гордимся. И нам всегда было лестно, что иные картины не только выдвигались в различных номинациях, но и даже побеждали в них. Но это было в «той» жизни, в другом столетии… И стали ли хуже от того, что никогда не участвовали в оскаровских играх ленты Тарковского и Рязанова, Хуциева и Гайдая, Данелии и Германа? Ответ, думаю, очевиден. Вот и в нынешнем цикле мы льстили себя надеждой на возможность участия в этих заокеанских играх лент Андрона Михалкова-Кончаловского и Виктора Косаковского. Не случилось. И слава богу! Нам предоставлена возможность самим оценивать смысл и качество этих неординарных картин, где нет ни негров, ни лесбиянок, ни терминаторов, ни рыцарей.

Одним словом, оскаровской ночью я советую всем поспать, потому что с утра любителям подобных зрелищ придется идти на работу или на лекции. И там решать совсем иные задачи, чем выяснять – кого признали самым талантливым актером или актрисой.

Впрочем, я знаю имя одного нашего соотечественника, который оскаровскую ночь точно будет наблюдать от начала и до конца. Это актер Саша Петров, который однажды вполне серьезно заявил, что мечтает получить вожделенный Оскар». Наверное, поэтому он всем уже и надоел на экранах. Как говорится, флаг ему в руки, и барабан – на шею. Хотя, если долго мучится, что-нибудь получится. Вон и Саша Барон Коэн пробился в номинанты со своим «Боратом-2». Но это уже совсем другая. Чужая история. Про них, а не про нас.

Сергей Ильченко