21,7K подписчиков

Расскажу, почему суда ведущих мировых держав ходят под удобными флагами стран третьего мира (Либерия, Монголия и др.)

14K прочитали

Удобные флаги разных стран – почему под ними ходят суда ведущих мировых держав?

В течение 20 века морские грузоперевозки претерпели огромные различия. Удельный вес перевозок значительно возрос, но вот многие из судовладельцев быстро поняли, что огромные налоги, которые приходится выплачивать за использование флага собственной страны причиняют большие убытки. Выход, как и во многих других случаях, довольно быстро нашелся.

Некоторые мировые государства, такие как Панама, Либерия, Кипр, Мальта быстро нашли жилу огромного бизнеса и предложили свои удобные флаги всему миру. В последствии подключились даже страны, которые не имеют никаких выходов к морю, например Боливия, Монголия и Беларусь. То же самое можно с уверенностью рассказать и о Парагвае и Непале. Законы там простые и понятные для корабелов всех стран мира, без различных юридических заморочек.

Судно, любое вообще, должно обладать флагом и поставлено в реестр, как собственность государства. Вот поэтому и становится проще сделать его собственностью государства, где граждане не имеют никакого отношения к морю вообще и торговле в частности.

Зародилась эта практика в США, когда в 30-е годы «сухого закона», бизнесмены решили, что разные напитки можно с легкостью провозить на судне, флаг которого вовсе не американский, а, например, панамский. Эти места являются по-настоящему благословенной Меккой для проходимцев всего мира – оффшоры здесь создают с огромным удовольствием, как и появляются новые корабли самого разного типа и класса.

Скромная Либерия, находящаяся в хвосте по части развития на 150-м месте в мире обладает самым развитым флотом мира. По крайней мере, это можно сказать по имеющимся у государства документам. Порой, данная ситуация становилась и вовсе смешной. Государство, где уличная преступность является настоящим повседневным злом, а навредить могут за 5 долларов в центре столицы и военные перевороты здесь перестали кого-то удивлять, военный и торговый флот в 1968 году обогнал по общему тоннажу флот самой Великобритании, что не преминули отметить многие юмористические издания того времени. Тут был настоящий шквал заявок на постановку судов и кораблей на учет, ведь местные правила и нормы, как и налоги, самые демократичные во всем мире. Более либеральными могут похвастаться, пожалуй, только Коморские и Маршалловы острова в Тихом океане.

К 2020 году, свыше 60% всех судов мира уже пользуются флагами самых разнообразных малых стран Третьего мира, чтобы избежать проблем с налогообложением. Нельзя назвать исключением и суда воздушные, которые также не хотят платить налоги по правилам своей страны. Так, наш Аэрофлот уже давно сделал собственностью Багамских островов почти все свои самолеты. Налоги там маленькие, проблем с юрисдикцией нет, а деньги идут в карман хозяевам.

Есть у данной практики и серьезные противники, которые остро желают прекратить подобные вещи в корне. Это налоговые органы почти всех развитых мировых морских держав. Благодаря обходу законов, экономики многих ведущих стран недополучают огромные налоги, что существенно влияет на доходность. Кроме того, есть еще один важный момент.

Подобная практика очень пагубна для многих новых морских стандартов безопасности, которые сложно внедрить на практике. Организация профсоюзов давно пытается "навести порядок" и выражает свое откровенное недовольство против складывания столь ненормальной ситуации на море и в воздухе, но их, к сожалению никто не слушает лишь из соображений примитивной выгоды. Также, стандарты безопасности работы в море очень низкие, а внедрить новые очень проблематично.

Топ 10 государств с «удобными» флагами» (2020 год)

10. Заслуженное 10 место в этом рейтинге имеет автономный регион Португалии - Мадейра - 526 судов

9. Датский международный судовой реестр - 575 судов

8. Норвежский международный судовой реестр - 647 судов

7. Далее, в рейтинге идет Антигуа и Барбуда, разместившееся в Карибском море. Здесь 727 судов

6. Кипр с ВВП 20,5 тыс. долларов – это знаменитый оффшор и количество судов 1065. Далее, идут такие интересные страны, как:

5. Багамы - 1381 судно

4. Мальта – государство в Средиземном море, основной доход от туризма – 2207 судов;

3. Маршалловы острова – общий флот составляет 3683 судов;

2. Либерия3716 судов торгового флота, основной доход от туризма;

1. Панама – оффшорный рай, общее количество судов составляет 7886 судов, основной доход государства составляет Панамский канал и связанные с ним отрасли. Именно здесь базируется большая торгового флота многих развитых стран, включая Канаду, США, Россию.

Вышеприведенная информация взята из официального отчета ООН (Review of Maritime Transport 2020)

Интересно, что среди развитых стран, подобного рода «услуги оказывает Германия, используя суда, так называемого «второго регистра», но узнать всю информацию о том, как там обстоят дела довольно сложно в силу закрытости информации. Нужно отметить, что несмотря на постоянную борьбу с этим явлением, оно продолжает процветать и в 2021 году.

На самом деле это общемировая тенденция. Я лично видел немного коммерческих судов под флагом например США или Франции, Канады или Австралии. Даже круизные лайнеры работают под удобными флагами. В условиях капитализма и свободного рынка эта история вряд ли имеет решение. Пока существуют такие государства, запретить судовладельцам перерегистрировать судно законных оснований нет. Решить это может только административно-командная система.

Да, и по поводу зарплат хотелось бы отметить, что под удобным флагом заработки моряков гораздо выше, чем под российским флагом, за редкими исключениями.

Расскажите, а что думаете Вы по поводу удобных флагов и можно ли решить эту проблему в пользу государства? И нужно ли это вообще?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓