Я думаю, мало кто из здравомыслящих людей не согласится, что российское кинопроизводство в целом и жанр комедии в частности находятся в состоянии если не предсмертном, то уж точно в крайне тяжелом. Давайте разбираться почему так произошло. И, конечно же, попробуем ответить на главные вопросы русской действительности: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Упадок пришел не вдруг и не сразу. Он стал следствием множества факторов - как внешних, так и внутренних, которые повлияли как на «производителей», так и на «потребителей». Но давайте по порядку.
Во-первых, общество сотрясли многочисленные революции – политические, экономические, социальные, культурные и т.д. Мир стремительно менялся. А вместе с ним менялись герои, которые появлялись на больших экранах. Менялась скорость повествования, его глубина и, естественно, временная повестка. Этот процесс происходит и поныне.
Появлялись сценаристы и режиссеры-новаторы, которые переворачивали мир кинематографа с ног на голову, тем самым плодя толпы подражателей, пытающихся закрепиться в шоу-бизнесе за счет чужого таланта. Впрочем, так было во все времена и во всех видах искусства без исключения. Это нормально. Бриллианты среди г..на особенно ярко блестят.
Будем справедливы, что эта проблема коснулась не только наш кинематограф. В американском и европейском кино картина тоже далеко не радужная (я сейчас нормальную радугу имею в виду).
Резюмируя: современному обществу-современное кино.
Во-вторых, на смену культовым советским актерам пришел сонм если не бесталанных, то уж точно не настолько одаренных артистов. Есть, конечно, приятные исключения (Тимофей Трибунцев, Сергей Бурунов, Ян Цапник), которые лишь подтверждают правило.
Можно сколько угодно проводить натянутые параллели и пытаться сопоставить уровень мастерства Евгения Леонова и условного Михаила Галустяна или, например, Анатолия Папанова сравнить с Гариком Харламовым. Ничего не имею против резидентов Камеди, но это разные планеты.
К тому же у маститых советских режиссеров были свои обоймы актеров, которые кочевали с ними из фильма в фильм. У Леонида Гайдая это была знаменитая троица: Вицин, Моргунов, Никулин;
У Эльдара Рязанова: Мягков, Бурков, Гафт, Басилашвили, Яковлев и другие.
У Марка Захарова: Миронов, Леонов, Янковский, Абдулов…
То есть образовывались многолетние творческие группы, в которых все были хорошо знакомы между собой и времени на «притирку» практически не требовалось.
Сейчас же на съемочной площадке может соседствовать абсолютно разношерстный каст, который, скорее всего, зависит от уровня распиаренности или хайповости актеров на данный промежуток времени.
В-третьих, коммерческая составляющая. Куда ж без нее. Конечно, раньше фильмы тоже могли заработать огромную по тем временам кассу, но идеологическая и художественная составляющие кино превалировали над меркантильной.
Кино выполняло некую педагогическую функцию. Часто гипертрофированную и наивную. «Ковали народ», так сказать. Получалось это с каждой пятилеткой все хуже. И это хорошо, я считаю. Но вместе с воспитательной частью исчезла и художественная. А это, безусловно, плохо.
Некоторые современные авторы готовы угождать самым низменным потребностям зрителя, чтобы охватить как можно большую аудиторию. К сожалению, пипл хавает. Но, к счастью, уже не в таких количествах и без прежнего аппетита.
Женя Badcomedian на пальцах всем объясняет почему, например, «Непосредственно Каха» плохое кино, но в тоже время, этот, с позволения сказать, «фильм» показал очень приличный сбор. Да еще и в условиях пандемии.
Спрос рождает предложение. Значит сейчас в обществе существует запрос на такие творения. И этот запрос легко удовлетворяется ушлыми продюсерами. Ради нескольких миллионов можно запросто наступить на горло своим принципам и клепать третьесортный шлак. В зал славы не войдешь, но домик в Подмосковье купишь. Се ля ви, мать ее.