Живущие в невенчанном браке совершают грех? А что делать, если у одного из супругов есть желание венчаться, а другого нет, нужно ли настаивать и просить или надо терпеть? На эти вопросы ответили священники Димитрий Смирнов и Андрей Ткачёв, богослов Алексей Ильич Осипов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Такие вопросы молодым необходимо решить ещё до того как они вступят в брак… Если двое сочетались браком, живут вместе, а через некоторое время один из них принял веру, то он не должен оставлять своего супруга, а должен продолжать с ним жить, если второй согласен, говорит Священное Писание.
Церковным людям венчаться, конечно же, необходимо. Когда он и она веруют и являются членами Церкви, то, разумеется, их долг венчаться. Потому что брак должен быть засвидетельствован не только перед внешним миром, но и перед Церковью. Потому что брак уподобляется Церкви. Его ещё называют малой Церковью. Малая Церковь должна получать благословение от Церкви...
Но если один из двух ещё невоцерковлён, то форсировать это событие не стоит. Как можно уговаривать человека, который абсолютно не чувствует в этом потребности? Заставлять его — это неправильно.
У нас сейчас так принято, что венчаются невоцерковлённые. По крайней, мере с ними надо беседовать. Привести им основные положения христианского вероучения о браке. Может быть, они не всё запомнят и усвоят, но, по крайней мере, совесть священника будет чиста.
Дело в том, что многие вступают в брак в очень нежном возрасте — 18-19 лет, и бывают готовы к браку только биологически. Умственно к браку современный человек созревает годам к 35-ти. Поэтому такая беседа необходима. А вообще, конечно, желательно чтобы человек Евангелие прочёл перед тем, как ему приступить к таинствам церкви.
Алексей Ильич Осипов, богослов:
Есть глубокое заблуждение, что таинства сами по себе могут что-то дать человеку. Крещение — это не пропуск в Царствие Небесное. Причащение — это не спасение ещё. Это только помощь человеку желающему, стремящемуся. Только тогда таинства помогают, в ином случае они бездейственны. Один из святых Кирилл Иерусалимский так и говорил: «Если лицемеришь, и люди крестят тебя, то Святой Дух крестить не будет».
Как говорил преподобный Серафим Саровский, на земле ты причастился, а на небе остался не причащённым. А мы таинства воспринимаем как магию: главное — надо сделать и всё.
То же самое относится и к венчанию. Одна женщина мне говорит: «Мы решили венчаться». Я её спрашиваю: «А муж-то как?» Она в ответ: «Он согласен креститься».
В Священном писании сказано, кто веру имеет и крестится — тот спасён будет. А тут — он согласен, чтобы его крестили. Во что превращают таинство Венчания неверующие или маловерующие люди?.. Я её предупредил, что их венчание может оказаться пустым. Она говорит: «Нет-нет, что вы, что вы…» Прошло два года. Она мне говорит: «Мы разводимся».
Если нет веры у вас, если нет обещаний жить по совести, по вере христианской в браке, то никакого брака не будет. Так и выходит.
Венчание — не магия. Многие думают, главное — венчаться, и уж тогда мы не разойдёмся вовеки. Ничего подобного. Любое таинство, совершённое чисто внешним путём, без соответствующей веры, ничего не даёт.
Иоанн Златоуст пишет, что в Иуду после Причащения вселился сатана. Апостол Павел говорил, что многие из тех, кто недостойно причащался, болели и умирали. Это относится не только к таинству Причащения. Это относится к любому таинству.
Поэтому венчание только тогда имеет божественную силу и даёт благодать людям, когда они принимают это с верой, благоговением, обещанием быть верными друг другу.
Андрей Ткачёв, протоиерей:
Когда люди приходят ко мне со словами: «Я хочу венчаться», то необходимо серьёзно подумать, что им ответить. Возможно, их не нужно венчать. Может быть, сегодня не всех стоит венчать.
Количество разводов сегодня зашкаливает. Венчания же не держат брак. Ничего уже людей сегодня не держит. Даже священнослужители расторгают браки…
Венчание сегодня превратили в торжественное мероприятие. Брачующихся надо готовить к тому, чтобы они рука об руку шли по жизни. Вот на это надо затрачивать энергию, а не на приготовление двухдневной пьянки-гулянки с лимузинами и видеооператорами. А через год они приходят с просьбой их развенчать. Венчание — это слишком серьёзная вещь, чтобы относиться к ней, только как к красивой церемонии.
Все будут кричать молодым: «Счастья! Горько!» А, на самом деле, им нужно рассказать важные вещи. Что они должны хранить верность друг другу, что они не должны жаловаться друг на друга друзьям и подружкам, что жена должна слушаться мужа, что муж должен быть кормильцем, а не тунеядцем, и чтобы рожали 2-3 детей... И многое другое им нужно рассказать. Вот вы повенчались, и теперь главный человек в твоей жизни — твой муж, а не мама.
Кстати, когда апостолы выслушали слова Господа, то сказали, что если у человека столько обязанностей по отношению к своей жене, то лучше не жениться вовсе. Жениться, конечно, надо, но обязанности, действительно, высокие.
Не заставляйте меня брать на душу смертный грех. Я вас повенчал, чтобы вы жили вовеки. А венчаться, чтобы развестись через три года? Не надо!
Ещё статья: Как выбирать мужа? Объясняет священник Андрей Ткачёв.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.