Найти тему
Антон Беляков

📍ЦБ снова повышает ставку рефинансирования: что будет с ценами и кредитами?

Не прошло и месяца, а ЦБ вновь повысил ключевую ставку рефинансирования с 4,5 до 5 процентов. Повышение рекордное с 2014 года. И хотя сама тенденция весьма предсказуема, поспешность действий регулятора вызывает ряд вопросов. В первую очередь она может объясняться растущими темпами инфляции, которую все сложнее удерживать, несмотря на «подкручивания» Росстата. Вместо плановых 4 процентов в марте в годовом выражении инфляция составила 5,8 процентов. И это именно по официальным данным, реальную же считать никому не выгодно. В пользу нежелания государства признавать реальный уровень инфляции говорит, например, тот факт, что рост цен на основные продукты питания заметно превысил указанный уровень 5-5,8 процентов. И речь не только об одном подсолнечном масле или сахаре, цены на которые по необходимости взяты под госконтроль. А что делать с таким ростом, Центробанк, очевидно, не знает, при этом списывая все на быстрое восстановление спроса. Если упрощенно, по представленной версии, цены росли, так как покупать стали очень много и возник дефицит.

Так, в официальном сообщении ЦБ указывается, что «темпы роста потребительских цен и инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются повышенными. Восстановление спроса приобретает все большую устойчивость и в ряде секторов опережает возможности наращивания выпуска. В этих условиях баланс рисков смещен в сторону проинфляционных. Прогноз Банка России по инфляции на 2021 год повышен до 4,7-5,2%».

Повышение ставки сделает кредиты дороже и уменьшит у населения количество доступных для трат денег, что снизит спрос, а за ним и цены. И, как обещает сам ЦБ, повышение ключевой ставки до 5 процентов далеко не последнее в этом году.

При этом, действуя по общей схеме, ЦБ то ли специально, то ли по «недосмотру» не отметил, что внутренний спрос рос, в том числе, из-за вынужденной необходимости россиян тратить деньги «дома». Но при этом далеко не все траты были связаны с ростом потребительской способности. Реальные располагаемые доходы населения за 2020 год сократились на 4 процента. Покупательская способность в середине 2020 года снизилась до десятилетнего минимума, после чего только начала очень медленное восстановление. И сейчас какой-то рост можно считать только следствием «низкой базы».

Вторым инфляционным фактором стало льготное ипотечное кредитование. Для поддержки целого ряда сегментов была запущена программа льготной ипотеки, приведшая к увеличению объемов дешевого кредитования. В июне ее срок, кстати, истекает, и не ясно, будет ли она продлена. Но повышение ставки рефинансирования все равно в перспективе должно привезти к удорожанию и этих заемных средств.

Правда, «отыгрывать» дорогие деньги ЦБ в ипотечных займах банки будут, скорее всего, постепенно. На первом этапе вполне возможно, что при провозглашении сохранения и даже снижения ставок по ипотеке будут просто увеличены многочисленные сопутствующие расходы.

Вместе с тем столь резкое повышение ставки рефинансирования для «сбивания» спроса несет в нынешней ситуации заметные риски дальнейшего ухудшения общего уровня благосостояния населения. Если не брать в расчет рынок жилья, то, как я уже отметил, цены на продукты росли по большей части не на восстановлении спроса. Более того, ряд производителей сообщали об откладывании повышения цен на свою продукцию как раз в связи с падением покупательской способности.

Не только и не столько рост спроса, сколько увеличение валютного курса и стоимости импортируемой продукции приводило к удорожанию товаров на полках. Но этот фактор так называемой «импортируемой инфляции», которую как раз и должен был контролировать ЦБ, он почему-то не указывает. Между тем именно он является определяющим для роста инфляции не в меньшей степени, чем восстанавливающийся спрос. И до тех пор, пока он будет игнорироваться, существенно снизить рост цен за счет увеличения ставки рефинансирования вряд ли удастся.

А это означает, что при повышении стоимости кредитов для большинства граждан просто будет уменьшаться количество доступных продуктов. Рынок ипотечного кредитования в силу высокого уровня конкурентности, может быть, сколько-то и будет сохранять относительно привлекательные условия для потенциальных заемщиков. Но вот в других сегментах удорожание заемных средств сразу же ударит по карману заемщиков.

И, как подсказывает пример последних нескольких лет, весьма маловероятно, чтобы такое снижение доходов населения приводило к сопутствующему снижению цен. А вот тратить многим по необходимости придется точно меньше.