Найти в Дзене
Антон Владимиров

Борис Гребенщиков и Виктор Цой о сочинении песен

Есть какой-то секрет в написании песен — так считают многие поклонники Гребенщикова, Цоя, Кинчева, Шевчука, и других известных поэтов, музыкантов.

Кто веры православной — говорит, мол, человеку дано свыше, богом дано, и он это, данное, транслирует. Другие утверждают, что качественный контент поставляет Вселенная, проводником которой является поэт. Третьи рассуждают о вдохновении, о музах, о любви.

Виктор Цой на концерте в Лужниках
Виктор Цой на концерте в Лужниках

Точки зрения разные. Но преобладает мнение, что вдохновение, будь оно земного, небесного, или инопланетного происхождения — единственно возможный генератор творчества. Сидишь себе такой, накатило вдохновение, открылся канал с ништяками — взял карандашик, и начал записывать. На самом деле нет.

Я и сам музыкант, композитор, и, это, поэт-песенник. Но о моей музыке и песнях мы как-нибудь потом поговорим. Надеюсь, вы их услышите в моих фильмах. А сейчас дадим слово Виктору Цою:

— Виктор, как вы пишите свои песни ?
— Беру гитару, начинаю играть. Складывается стихотворный размер, потом строчки начинают обрастать фразами. И наоборот.
— Всякое творчество, и ваше в том числе, — способ выражения мироощущения, миропонимания...
— У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не тем или другим, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собою. А рок-музыка для меня так же, как и для огромной массы молодежи, совершенно естественная и органичная форма самовыражения. В ней нет ничего конъюнктурного, заказного. Только ты, твоя совесть — твой главный критик и цензор. И эту позицию не надо афишировать на каждом углу. Ее нужно просто реализовать, воплотить в песне.
[Из интервью газете «Новый фильм», март 1988 г.]
— Берешь гитару в руки, перебираешь аккорды и вдруг находишь какой-то рифф, появляются слова. Вещь может совершенно поменяться в процессе работы- и ритмический рисунок и текст. Бывает, что фразы, слова, которые были сначала в одной песне, потом могут оказаться в другой, может быть, даже послужить поводом для написания новой. [из интервью журналу «Рокси»]

Как видите, никакого канала с космосом, волшебного озарения, ожидания вдохновения — ничего. Правда, есть странная фраза: «вдруг находишь какой-то рифф». Объясняю — это значит, что вы ползаете по ладу в поисках каких-то интересных сочетаний звуков. И, когда это сочетание находится, получается что-нибудь интересное. Чтобы такое случилось, надо, во-первых, хоть чуть-чуть разбираться в гармонии. Во-вторых, владеть инструментом на сносном уровне. Без этого, увы, никакие риффы «вдруг» не появятся...

Послушаем теперь духовного лидера русского рока, супер-папу и наше всё от музыки Бориса Гребенщикова:

Борис Гребенщиков на фестивале Всемирной музыки
Борис Гребенщиков на фестивале Всемирной музыки
— Вы не выработали никакого алгоритма — как сделать так, чтобы сочинить песню? Наесться, напиться, влюбиться?

— Алгоритм, должен вас разочаровать, во все времена один и тот же: надо каждый день сидеть два-три часа с гитарой и пробовать, пробовать, пробовать все, что приходит в голову. На четвертый день в голову может начать приходить что-то путное. На вторую неделю может получиться хорошая песня. Бывает, конечно, и так, что песня появляется вдруг сама, практически целая, где-нибудь под кустом или по дороге из дома в студию — но это уже из разряда чудес. Такое может случиться несколько раз за всю жизнь. А так — судя по последним годам — за год пишутся 2—3 песни; хорошо, если 5—6. Однажды было около десяти, но это исключение. [Быков Д.Л., Борис Гребенщиков и все-все-все, из сборника интервью, выпуск 3]

Сам я чаще прибегаю к обратной технике: сначала пишу текст, потом — кладу его на музыку. Если знаешь в общих чертах, о чём песня, такой алгоритм подходит больше. А с гармонией помогают мощные музыкальные редакторы, виртуальные студии и синтезаторы. Им известна эта математическая наука гораздо больше, чем мне.

Так что, если вы решили настроиться на информационный туннель с супер-хитами, и начать качать оттуда успешный успех, погодите — вдруг это ловушка, и придётся работать.