Найти тему

Как блоггеры убивают в людях музыкантов

Здарова.

Следите ли вы за гитарным Ютьюбом? Я, например, почти нет. Хотя в былые времена, когда я только-только начинал осваивать электрогитару, я был завсегдатаем разного рода обучающих каналов, да и вообще тематических ресурсов. В них я выискивал статьи, фишки и тонкости, касающиеся гитары, примерял их на себя, что-то отбрасывал, а что-то до сих пор осталось со мной. И, пожалуй, самым важным из того, что я получил из гитарного интернета – это неплохой слой брони. Броня эта в своё время помогла мне выбраться из разряда диванных гитаристов и в короткий срок очень сильно бустанула меня, как музыканта. Теперь я убеждён – такая броня нужна абсолютно каждому начинающему музыканту, и поэтому именно ей я и хотел бы с вами поделиться.
P.S. Здесь будет много текста, но мало картинок. Заранее извините!

Навеяна эта статья недавним видео известного гитарного блоггера, разобравшего навыки игры на гитаре Дэйва Мастейна (бывший соло-гитарист группы Metallica, основатель и бессменный фронтмен группы Megadeth, если кто-то не в курсе). В своё время я был большим поклонником этого блоггера. Именно по его обучающим видео я учился играть и, естественно, внимательно смотрел и другой контент. Одна из рубрик была посвящена подробному разбору игры известных на весь мир гитаристов, их технических ошибок и нюансов, которых следует избегать новичку, осваивая технику игры на гитаре. В этой рубрике отметились и Кирк Хэммет, и Слэш, и Рихард Круспе, даже нашим отечественным гитаристам досталось. Казалось бы, замечательная и очень полезная идея, если бы не одно «Но» - реализация этой идеи получилась поистине смертоносной для большинства неподготовленных музыкантов.

Что я имею в виду? Да очень просто. Подача материала – одна из самых важных характеристик любого блоггера. И, так уж сложилось, довольно непросто продвинуть себя в народные массы, мирно и по-комсомольски излагая полезную инфу. В то же время, подавая материал экспрессивно, на грани фола, разрывая шаблоны и вызывая массу противоречивых эмоций, можно в очень сжатый срок оказаться одной из самых популярных личностей тематического интернета. Так и здесь взятый мной для примера блоггер в своей рубрике в весьма вызывающей и гротескной форме критикует ошибки музыкантов (которые, надо признать, имеют место быть). Выясняется, что соло-гитарист самой популярной в жанре группы, остающейся на вершинах вот уже почти 40 (сорок, Карл!) лет, совершенно не умеет играть на гитаре! Для многих начинающих музыкантов это настоящий шок-контент, человек срочно рассылает это видео всем своим знакомым, мол, вы только посмотрите, какие новости! Блоггер получил бесплатную рекламу, хайп и трафик на свой канал. А что получил этот бедный начинающий музыкант?

А музыкант этот, друзья, получил зародыш комплекса неполноценности, который с этой минуты начинает стремительно прогрессировать. Какова первая мысль после просмотра такого шокирующего видео? Скорее всего «вот я-то усвоил, теперь буду учиться, чтобы не совершать таких ошибок и стать круче, чем Кирк Хэммет». И человек честно садится играть, отрабатывать приёмы. Проходит неделя, две, он чувствует прогресс, а потом… Внезапно прогресс останавливается, а «жёванный хлеб» никуда не уходит. Это явление называется «эффект плато». Когда мы берёмся за новое дело, активно его изучаем, то довольно быстро в нём прогрессируем, а затем в какой-то момент наступает период, когда при тех же, а иногда и больших, трудозатратах мы не ощущаем результата. Начинаем стараться более упорно, более самоотверженно, и всё равно результат далёк от ожидаемого. Оно и понятно – совсем недавно мы нарастили темп игры любимой композиции аж на 50BPM за неделю, а тут уже почти месяц не можем продвинуться дальше 10BPM. Разумеется, такая картина сильно бьёт по энтузиазму и самооценке. Подливают масла в огонь и наши коллеги по цеху, тоже насмотревшиеся видосов, которым мы демонстрируем свой прогресс, а в ответ слышим «ууу, хлеб, ещё работать и работать». А ещё начинают появляться дурацкие убеждения, имеющие мало общего с действительностью, о которых я рассказывал в этой статье. Если продолжать в том же духе – в один момент музыкант перестаёт получать какой-либо кайф от игры на гитаре, а ведь с этого и, на самом деле, ради этого он когда-то её и взял в руки! В этот момент существует огромный соблазн признать, что игра на гитаре – не твоё, повесить её на стенку и «найти уже себе нормальную работу». Так в молодых энтузиастах умирают музыканты.

Группа Guns'n'Roses, отметившая в 2015 году свой 30-й день рождения, за два года туров продала билетов более чем на 400 миллионов долларов. Если возможна такая востребованность группы, в которой гитарист "не умеет играть", следует пересмотреть свои представления об умении игры.
Группа Guns'n'Roses, отметившая в 2015 году свой 30-й день рождения, за два года туров продала билетов более чем на 400 миллионов долларов. Если возможна такая востребованность группы, в которой гитарист "не умеет играть", следует пересмотреть свои представления об умении игры.

Кто-то скажет, что это справедливо и правильно, ведь успеха достигают только те, кто не сдаётся. Замечание справедливое, вот только чтобы не сдаваться, нужно иметь мотивацию. А эту мотивацию убивает тот самый комплекс неполноценности, несправедливо поселенный в музыкантах фразами «с таким умением в музыке делать нечего», «таких гитаристов надо в шею гнать», которые, передаваясь из уст в уста, только набирают жару. Подсознательно гитарист ставит себе якобы «общепринятую» планку, достичь которой он пока физически не может. Можете себе представить спортсмена, который спустя месяц занятий установил мировой рекорд, взяв золото на Олимпиаде? Нет таких спортсменов. И в игре на гитаре – то же самое. Я пока не слышал таких высказываний ни от одного блоггера в моём поле зрения, но важно понимать, что игра на гитаре – это не цель, а путь. Освоение даже базовых техник глушения струн или хорошей атаки – это не «вечерок посидеть и вычистить свою игру», как утверждают некоторые, а годы тренировок, подразумевающих игру разного материала в разных условиях. И всё это – лишь участки этого пути. Поэтому знайте – если вы столкнулись с затяжным эффектом плато – вы уткнулись в забор и продолжаете попытки пройти сквозь него, когда ваша дорога уже сделала поворот. И всё, что вам нужно – вернуться на дорогу.

Всё это я рассказываю, потому что помню, как, будучи совсем неопытным музыкантом, часами по вечерам оттачивал даунстрок, глушение струн и многое другое. Столкнувшись с тем самым плато, я пробовал другие хваты медиатора, углы атаки, другую гитару, в конце концов. Не помогало ничего – быстрее 180BPM сыграть свою любимую «Creeping Death» никак не получалось, и мне казалось – «если я не могу даже этого, то кому вообще такой гитарист нужен». И я помню тот день, когда после изрядной порции пива я, следуя какому-то внутреннему голосу, разместил объявление о поиске группы и прикрепил в качестве примера запись своей игры. Мне казалось, это была ужасная запись, ведь по меркам сообщества там и «жёванный хлеб», и «срач незаглушенных струн», и всё, что угодно. И, тем не менее, кому-то эта запись понравилась. Через неделю я приехал на прослушивание, а ушёл оттуда уже с видеозаписями материала на разучивание. Это был десяток песен, явно не соответствовавших моему уровню игры. Хотя бы потому, что они требовали использования четырёх пальцев левой руки, в то время как я едва управлялся с двумя. Но я учил, пробовал. Что не получалось – разбирали вместе со вторым гитаристом (по совместительству автором песен). Через месяц-полтора почти все песни из этого десятка я на ура играл вместе с группой. Они дались мне нелегко, но у меня была чёткая мотивация – люди в меня поверили, и я не должен их подвести. И вот в таких моментах нужно прикладывать всё упорство, которым вы обладаете, чтобы поставленную задачу выполнить. И, когда мы играли песни всей группой, каждый получал нереальное удовольствие от происходящего. И слушать наши песни нравилось всем, кто приходил к нам в гости на репетиционную точку. Как вы думаете, после осознания этого факта было ли мне дело до того, что о моей игре думает какой-нибудь блоггер или «эксперт», насмотревшийся его видео? Вопрос, я считаю, риторический. К слову, после этих событий я внезапно обнаружил, что те 180BPM для меня – вовсе не порог, а давно пройденный этап, и песня теперь игралась свободно и без какого-либо напряга.

Что же можно сказать, подводя итог? Запомните, друзья, простую истину – ваше становление, как музыканта, не является целью тех, чьи видео вы смотрите! Ищите ваш собственный путь. Как? Всё очень просто - если ваши занятия на гитаре больше не приносят вам удовольствия – остановитесь и оглянитесь – вы пропустили ваш поворот. Берите на вооружение истории из жизни других музыкантов и очень осторожно относитесь к блоггерам, якобы желающим вас научить играть на гитаре. В том числе, и ко мне тоже. На этом всё, если статья была полезной или, хотя бы, интересной – ставьте лайк, подписывайтесь на канал и, разумеется, оставляйте в комментариях своё мнение и свои истории из жизни!

Счастливо!