Найти тему

Инспектор ДПС остановил за нарушение ПДД, которого не было. Как в этом случае правильно применять приказ N 664.

Скринфото автора
Скринфото автора

При остановке транспортного средства в связи с нарушением (возможным нарушением) водителем правил дорожного движения все последующие действия определяются административным регламентом, утвержденным приказом МВД РФ за номером 664.

Однако не все водители, ощутившие на себе "горячее дыхание" назревающей административной процедуры, могут быстро сориентироваться в ситуации, когда к ним предъявляются требования, связанные с возможным возбуждением дела об административном правонарушении.

Итак - транспортное средство остановлено по причине нарушения правил дорожного движения. Водитель предполагает, что нормы ПДД он не нарушал (нарушил неумышленно, не заметил факт нарушения), а инспектор ДПС придерживается иного мнения.

Именно для таких случаев и попытаюсь, насколько возможно, доступно изложить алгогритм действий водителя со ссылкой на применимые пункты административного регламента.

1. Предположим, инспектор ДПС выполнил все формальности - немедленно подошел, внятно представился, предъявил по требованию водителя служебное удостоверение, сообщил причину и цель обращения (пункты 45, 89 регламента), а водитель оспаривает факт вменяемого нарушения.

2. Инспектор ДПС сообщает, что будет составляться протокол, и просит пройти с ним в патрульный автомобиль (пункты 37, 93.3. регламента). Водитель не обязан, но может и согласиться, если посчитает для себя удобным, поскольку протокол будет оформляться в поле обзора систем видеонаблюдения, установленных в патрульном автомобиле (пункты 38, 39 регламента). Это следует уточнить у инспектора ДПС перед тем, как соглашаться на посещение его автомобиля, и заявить ходатайство о приобщении такой видеозаписи к протоколу (пункт 40 регламента). По возможности следует и самому водителю вести параллельную видео- или аудиозапись (как минимум, начиная с момента предложения инспектора ДПС пройти в патрульный автомобиль, или - с момента остановки).

(Если водитель останется в своем автомобиле, алгоритм действий не меняется).

3. Поскольку административные процедуры начались остановкой транспортного средства, и инспектор ДПС намеревается составлять протокол, он обязан уже в этот момент РАЗЪЯСНИТЬ (не сообщить, а именно разъяснить) причину и основание применения соответствующих мер, в том числе - какое правонарушение водителем допущено и в чем оно заключается, а также РАЗЪЯСНИТЬ возникающие в связи с этим права и обязанности водителя, как участника дорожного движения (пункты 45, 91 регламента). Примечание: нет необходимости напоминать инспектору ДПС об обязанностях, поскольку их неисполнение может в дальнейшем повлиять на "законность" протокола при обжаловании его действий.

4. Инспектор ДПС может зафиксировать правонарушение визуально или с помощью специальных технических средств, о чем он должен сообщить водителю. Выяснение этого вопроса необходимо для того, чтобы отразить в протоколе применение сооответствующих средств. Если водитель при этом производит видео- или аудиозапись на которых слова инспектора ДПС будут зафиксированы, а в протоколе упоминание о технических средствах не будет внесено, вряд ли следует напоминать об этом инспектору. Вероятно самому водителю желательно "не заметить" такое упущение, с тем чтобы, при оспаривании факта правонарушения сослаться на "порочность" протокола и, тем самым, лишить инспектора ДПС возможности поменять свою позицию на "ложное" утверждение о том, что правонарушение было им зафиксировано визуально.

5. Если после остановки транспортного средства инспектор ДПС настаивает о совершении водителем правонарушения, то, в силу пункта 51 регламента, должен предоставить водителю возможность дать объяснения, после чего - дополнительно РАЗЪЯСНИТЬ суть правонарушения, и лишь потом начинать осуществление производства по делу - в данном случае, составлять протокол.

6. На что хочется обратить внимание. Как правило (за редким исключением) инспектор ДПС, сообщив водителю о его нарушении и выслушав несогласие последнего, отправляется в свой патрульный автомобиль, откуда уже возвращается с составленным протоколом и просит его подписать (иногда сообщив водителю, что тот имеет право указать в протоколе свои возражения). И совершенно удивительным будет, если в этот момент инспектор ДПС разъяснит водителю его права, а не ограничится изложением перечня таковых на обороте протокола.

(В любом случае, если РАЗЪЯСНЕНИЯ со стороны инспектора ДПС не последовало, не надо стесняться, и в соответствующей строке внести свои поправки, указав, что "права НЕ разъяснены" (даже если водитель хоть трижды юрист и знает их, как говорится, "на зубок").

Примечание: в чем заключается РАЗЬЯСНЕНИЕ, можно прочитать в моей статье, опубликованной на канале ранее. https://zen.yandex.ru/media/id/605b56fc7a28561278ff533a/inspektor-dps-sostavliaet-protokol-a-prava-ne-raziasniaet-607dd12213c71c1ca8406f35

7. Из анализа пунктов 131, 132, 133, 134, 136, 137, 149, 150 регламента в их совокупности, можно сделать вывод, что приступая к составлению протокола, инспектор ДПС совершает действия в определенной последовательности:

- заполняет общую часть протокола (где, когда, кем составлен протокол и пр.);

- разъясняет водителю права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, а также права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ;

- производит опрос водителя, в т.ч. об обстоятельствах вменяемого правонарушения;

- сведения, полученные в ходе опроса отражаются в протоколе, и, в случае необходимости фиксируются в виде объяснений и приобщаются к материалам дела.

Следует отметить, что прямого указания о том, кто определяет такую НЕОБХОДИМОСТЬ, регламент не содержит. Вместе с тем, исходя из положений статьи 25.1. КоАП РФ, пункта 137 регламента, водитель вправе давать свои объяснения на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

- рассматривает поступившие от водителя ходатайства, в том числе о рассмотрении дела по месту жительства водителя, и отражает это в протоколе. Письменные ходатайства подлежат немедленному рассмотрению и приобщаются к делу;

- протокол предъявляется водителю (как правило, закреплённый в планшетке инспектора), и предлагается его подписать.

Нередко инспектора ДПС упрощают процедуру составления протокола, "оставляя за бортом" стадии разъяснения прав и опроса водителя, и предъявляя "готовый" протокол, сообщают о правах, и о том, что возражения и несогласия водитель может указать в протоколе.

8. Прежде чем подписать протокол, следует внимательно его прочитать, взяв в руки. Получив протокол, желательно поинтересоваться у инспектора ДПС - полностью ли готов протокол, все ли сведения внесены, и не будет ли каких дополнений и изменений? Только услышав положительный ответ на свои вопросы, водитель может взять протокол и приступать к его прочтению. Желательно полученный от инспектора протокол сразу же сфотографировать (и, по возможности, отправить фото себе или другу на почту), а также зафиксировать соответствующий разговор на видео- или аудиозапись.

9. При ознакомлении с протоколом желательно особое внимание обращать на неточности изложения события и вменяемые нормы правонарушения, оценивая возможные ошибки с точки зрения возможного их использования в свою пользу при обжаловании действий инспектора ДПС и факта правонарушения. (В случае сомнений и неясностей целесообразно свериться с нормами закона, посоветоваться с юристом, в том числе и по телефону). Не следует указывать инспектору на вероятные ошибки в изложении личных данных, как его, так и водителя, что также возможно использовать в свою пользу при обжаловании.

10. Надо помнить, что время прочтения протокола не ограничивается; не следует спешить, даже, если инспектор ДПС будет "подгонять". Протокол должен быть им подписан, все соответствующие строки - либо заполнены, либо в них должен быть сделан прочерк. Примечание: если инспектор оставляет пустые строки (свидетелей, применяемые технические средства и пр.) некоторые водители сами проставляют в них прочерк, особенно при получении ответа от инспектора ДПС на предыдущие вопросы о полном заполнении протокола. При этом неудовольствие инспектора ДПС водители игнорируют, ссылаясь на реализацию защиты своих прав от злоупотреблений вследствии вероятных несанкционированных приписок в протокол.

11. Подписывать и возвращать инспектору ДПС протокол можно лишь после того, как ему будут переданы водителем ходатайства и получено от него определение по существу каждого из них, подготовлены и переданы возражения (объяснения), о которых следует указать в протоколе. Не надо стесняться и требовать от инспектора его росписи на копии вручаемых ходатайств и возражений (объяснений).

12. Если инспектор ДПС не разъяснил права, то в соответствующей строке водителю целесообразно вписать НЕ против своей подписи, а не ставить прочерк.

13. Готовый и подписанный протокол целесообразно перед возвращением инспектору ДПС еще раз сфотографировать и, по возможности, отправить фото себе (другу) на почту. В этом случае исключается возможность не вручения водителю копии подписанного протокола, которую инспектора ДПС, как правило, обещают выдать только после подписи водителя в ее получении.

14. Может показаться, что в статье "слишком сгущены краски", однако, как говорится, "кто предупрежден, тот вооружен", поэтому изложенную в статье информацию надо оценивать и использовать с учетом конкретной ситуации, обстоятельств, умения и навыков водителя.

УДАЧИ НА ДОРОГАХ.

=========================

Не нарушайте правила дорожного движения, при общении с инспектором ДПС не нервничайте, будьте вежливыми, внимательными, осмотрительными, и помните: "слово - серебро, а молчание - золото".

-