Найти в Дзене

Сумерки сага любви или история про созависимые ,абьютивные отношения внутри треугольника Карпмана.

На этом фото Элеонора Калугина
На этом фото Элеонора Калугина

Треугольник Карпмана - это самая распространенная модель взаимоотношений между людьми. Впервые описал ее классик трансактного анализа Стивен Б.Карпман (Stephen B. Karpman) — доктор медицины, ученик Эрика Берна. Является крупнейший теоретиком и практиком Транзактного анализа. Открытый им «Драматический треугольник» с его ролями «Преследователя», «Спасателя» и «Жертвы» широко известен во всем мире и используется специалистами в различных областях уже в течение многих лет. За эту работу он удостоился в 1972 году Памятной научной награды Эрика Берна — Eric Berne Memorial Scientific Award.

Бэлла в этом любовном треугольнике играет роль жертвы.

Для жертвы жизнь - это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Ей то обидно, то страшно, то стыдно. Она завидует и ревнует. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Она боится жизни и ждет от нее только плохого. Она готова принести себя в жертву ради своего абьюзера. В «Сумерках.Сага.Новолуние», Эдвард расстался с ней уехав на неопределенный срок, после узнав ,что ему угрожает опасность ,она решила «принести себя в жертву» ради него не смотря на все обстоятельства. При этом она не чем не выделяется как личность ,мы не чего не знаем о ее увлечениях или интересах кроме Эдварда, она является лишь отражением своего партнера. И как типичная жертва она вечно ставит свою жизнь под угрозу думая, что она не чего не может решить. Это и есть романтизация «жертвенной любви».

Агрессор, абьюзер, контролер-диктатор в данном треугольники Эдвард.

Он тоже смотрит на жизнь как на врага и источник проблем. Он напряжен,
раздражен, зол и боится. Он не может забыть прошлые проблемы (говоря постоянно о том ,что он убийца и хищьник) и постоянно пророчит новые беды в будущем. Он контролирует и критикует ближних, чувствует невыносимый груз ответственности и очень от этого устает. Его энергия на нуле. Он пытается полностью контролировать жизнь Беллы не позволяя ей принимать собственные решения, особенно это заметно когда она собирается встретиться с Джейкобом ,а он не хочет ее отпускать якобы тем самым оберегая ,но даже когда она идет на эту встречу она должна выполнять ряд определенных условий. Он не считается с ее мнением и все решает за них сам, но в итоге у нас получается идеальная пара ,Эдвард которому надо все контролировать и Бэлла которая только и ждет кто будет ей управлять и принимать за нее решения.

Третий герой этого любовного трио – это Джейкоб играющий роль спасателя. Он испытывает жалость к жертве (Бэлле) и злость к контролеру (Эдвард). Он считает себя на голову выше прочих и упивается осознанием своей миссии. Но на самом деле никого не спасает, потому что никто его об этом не просил. Его нужность - иллюзия, а цель его действий и советов - самоутверждение, а не реальная помощь. С первого взгляда может показаться ,что он искренне хочет ей помочь, но на самом деле он преследует иную цель, он просто хочет заполучить Беллу. Он не пытается помочь ей выйти и этой позиции, ведь она ему на руку и Джейк пользуется ее беспомощностью тем самым он полностью соответствует позиции спасателя. Из них так же могла выйти отличная пара с созависимыми отношениями.

Теперь рассмотрим отношения Эдварда и Бэллы, нормальными не назовешь их можно назвать абьюзиными. Это проявляется в первую очередь в полном отсутствии доверия ,а именно оно является важным компонентом для построения здоровых отношений. Так как доверие отсутствует , мы видим постоянную ревность (она представляет собой симптом проблем в отношениях) Эдварда. Вторая причина постоянный и чрезмерный контроль. Он проникает к ней в комнату когда она спит или вовсе этого не ожидает, смотрит на нее как «хищник», и ни на шаг от себя не отпускает. Он даже сломал ей машину и неожиданно проник в нее с расспросами «Куда и зачем она направляется?», а все из-за того ,что она собиралась в резервацию. Третье ,это преследование ,это мы видим в первой части когда он спас ее от бандитов. Четвертое, эмоциональные качели ,он то рядом, то отталкивает ее и мы это наблюдаем на протяжении первых двух фильмов .Когда чувства Бэллы и вовсе стали сильнее ,он вообще решил ее бросить, так же он постоянно говорит ей, что он опасен и им лучше не быть вместе, но она этого естественно не осознает, ее единственное желание быть с ним вечно. Если откинуть тот факт, что он вампир и представить, что он обычный парень то ситуация приобретает иные краски. Когда он отказывается сделать ее вампиром, то это равносильно тому, что он не хочет брать на себя ответственность ибо это равносильно серьезным отношением или браку.

Это яркий пример абьюзивных отношений, фильмы и подобная литература ,это очень захватывающе, но будьте внимательны не стоит романтизировать больные отношения.