Найти в Дзене
Laisve

Смерть по пути на курорт. Что произошло под Ашой

Фото: mkset.ru
В ночь на 4 июня 1989 года жители села Красный Восход проснулись от звука взрыва, На крыши домов падали куски металла и обугленные головешки. Они выскочили на улицу, чтобы выяснить, что произошло. И вскоре нашли место где произошел взрыв…
То, что они увидели было словно кошмарный сон. Повсюду болтались и сверкали провода, горел огонь и дымились разбросанные вагоны. В агонии
Фото: mkset.ru
Фото: mkset.ru

В ночь на 4 июня 1989 года жители села Красный Восход проснулись от звука взрыва, На крыши домов падали куски металла и обугленные головешки. Они выскочили на улицу, чтобы выяснить, что произошло. И вскоре нашли место где произошел взрыв…

То, что они увидели было словно кошмарный сон. Повсюду болтались и сверкали провода, горел огонь и дымились разбросанные вагоны. В агонии метались горящие люди.

Что же произошло?

Два поезда: Адлер-Новосибирск и Новосибирск-Адлер не должны были встретиться на этом перегоне. Стечение обстоятельств. Адлер-Новосибирск задерживался из-за поломки, а Новосибирск-Адлер , потому что диспетчеры долго не могли решить: куда прицепить дополнительные вагоны к хвосту или к голове поезда. И они встретились... как раз в том месте, где проходил трубопровод Западная Сибирь – Урал – Поволжье.

Он был построен в 1984 году и предназначался для транспортировки нефти. Но как это часто бывает в последний момент передумали и решили пустить по нему сжиженную газобензиновую смесь.

Ну решили и ладно - сделайте все как положено по инструкции. Нетушки, мы так не умеем и не желаем.

Для транспортировки газобензиновой смеси надо было заменить трубы – зачем и так сойдет. Надо поставить автоматическую телеметрическую систему, диагностирующую возможные утечки, а для чего местные жители – пусть смотрят и следят. И наконец, ошибка проектировщиков: труба проходила слишком близко к деревне Старый Казаяк. Пришлось переделывать часть магистрали. Когда строили обход совершенно случайно тракторист повредил трубу. Вот только дефекта никто не заметил.

В трубе образовалась узкая щель, газ скопился в низине. Где-то за три часа до катастрофы машинисты проходящих поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность. Более того – приборы показали снижение давления, а дежурный персонал проблему решил легко: «поддал газку». В лощине образовалось «газовое озеро». Катастрофа стала делом времени.

И это время наступило, когда два поезда встретились на перегоне. То ли от искр колес поезда о рельсы, то ли брошенная сигарета – это не важно – раздался взрыв.

Мощность взрыва составляла порядка 300 тонн в тротиловом эквиваленте. В радиусе нескольких километров был уничтожен весь лес. Вместо деревьев остались пылающие палки, торчавшие из земли. Несколько сотен метров железнодорожного полотна было уничтожено. Рельсы были искорёжены или вообще отсутствовали. Опоры контактной сети были повалены или сильно повреждены в радиусе нескольких километров от взрыва. Повсюду лежали вещи, элементы вагонов, тлеющие обрывки одеял и матрасов, фрагменты тел.

Фото: Twitter
Фото: Twitter

Приведу воспоминания тех, кто выжил благодаря самоотверженности других пассажиров поезда. Они вспоминают тех, кто их спас. Например, о старшем лейтенанте Андрее Ганцевом, который вывел детей из горящего вагона, получил 98% ожогов и скончался в больнице. Александра Ребро вытащившего из огня беременную женщину и двоих детей. Он получил многочисленные ожоги и умер в госпитале Уфы. Машиниста Виктора Безверхнего выбросило из электровоза. Обожженный и раненый, он смог добраться до пункта связи и сообщить о случившейся катастрофе.

По разным данным погибло от 573 до 780 человек. В их числе 181 ребенок. Возле мемориала на 1710 километре есть братская могила, где захоронены 327 «невостребованных» урн — с прахом тех, кого не удалось опознать.

Фото: veteranrb.ru
Фото: veteranrb.ru

Эта катастрофа была самой крупной за всю историю СССР. После нее на билетах стали печатать фамилии и учитывать детей.

Приехавшего на место трагедии Михаила Горбачева спросили: не слишком ли дорогая цена заплачена за низкую дисциплину и халатность, На что генсек ответил: «К каждому контролера не поставишь».

Первое судебное заседание по делу состоялось уже не в СССР, а в России в 1992 году. По его итогам материалы отправили на доследование. Вскоре из числа фигурантов дела исчезли высокопоставленные персоны. А главными обвиняемыми оказались не те, кто эксплуатировал трубопровод с нарушениями элементарных требований безопасности, а рабочие, ремонтировавшие участок.

В 1995 году состоялся новый суд. Несколько человек были амнистированы, другие получили маленькие сроки. Мягкий приговор не получил широкой огласки. Трагедию под Ашой затмила другая – распад СССР.

Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями.

#Истори #cccp #трагедии #катастрофы