Найти в Дзене
Велостори

Как диагностировать распространенные велосипедные шумы и устранять их

Вы крутите педали на своем любимом маршруте как вдруг улавливаете новы звук и понимаете - он исходит от вашего велосипеда. Отлично, думаешь ты, что это значит? Велосипеды изнашиваются. Когда это происходит, они сообщают о своем горе через писк, скрип и множество других странных звуков. Если ваш велосипед в последнее время был очень болтлив, возможно, пришло время немного его "подлатать". Вы знаете лучше, чем кто-либо другой, что иногда бывает непросто точно определить, откуда исходит этот звук - особенно, если его трудно воспроизвести, когда вы не в седле - для этого вам необходимо знать как его диагностировать. Мы поговорили с Джоэлом Нанкманом - постоянным механиком Bicycling, и Майком Йозеллом, бывшим механиком профессиональной команды, о том, как вам научиться говорить на языке вашего велосипеда и вернуть его в рабочее состояние. Вот компоненты, которые являются наиболее распространенными виновниками надоедливых велосипедных шумов, которые помогут вам сузить круг поиска вплоть до и
Оглавление
Не всегда достаточно чистить, смазывать и затягивать все подряд; лучше найти причину.
Не всегда достаточно чистить, смазывать и затягивать все подряд; лучше найти причину.

Вы крутите педали на своем любимом маршруте как вдруг улавливаете новы звук и понимаете - он исходит от вашего велосипеда. Отлично, думаешь ты, что это значит?

Велосипеды изнашиваются. Когда это происходит, они сообщают о своем горе через писк, скрип и множество других странных звуков. Если ваш велосипед в последнее время был очень болтлив, возможно, пришло время немного его "подлатать". Вы знаете лучше, чем кто-либо другой, что иногда бывает непросто точно определить, откуда исходит этот звук - особенно, если его трудно воспроизвести, когда вы не в седле - для этого вам необходимо знать как его диагностировать.

Мы поговорили с Джоэлом Нанкманом - постоянным механиком Bicycling, и Майком Йозеллом, бывшим механиком профессиональной команды, о том, как вам научиться говорить на языке вашего велосипеда и вернуть его в рабочее состояние. Вот компоненты, которые являются наиболее распространенными виновниками надоедливых велосипедных шумов, которые помогут вам сузить круг поиска вплоть до их источника.

Компонент: Цепь

Тип шума: Скрип, Дребезжание

Amy Wolff
Amy Wolff

Этот скрип, который вы слышите, когда нажимаете на педали, “может означать, что [ваш велосипед] имеет сухую цепь или подшипники”, говорит Йозелл. Очистка и смазка вашей цепи обычно является удачным методом для начала борьбы против любого странного шума, но если это не решит проблему скрипа, вам может потребоваться обслуживание или замена некоторых подшипников (см. ниже).

Ваша цепь также должна быть первым компонентом, который вы проверяете, если слышите дребезжащий шум, который в свою очередь, может означать, что цепь ослаблена или не работает должным образом, говорит Йозелл. В этих случаях она соприкасается с рамой велосипеда, создавая дребезг. Цепь растягивается со временем, и вы можете регулировать ее натяжение с помощью переключателя, но если она сильно растянута, вам, возможно, придется ее полностью заменить.

Компонент: Подшипники (Каретка, Рулевая колонка, Ступицы и прочее)

Тип шума: Скрип

Скрипы могут быть неприятными и загадочными, но наиболее распространенными причинами являются подшипники. На вашем велосипеде есть несколько мест, в которых используются подшипники для вращения, включая рулевую колонку, каретку и некоторые рычаги подвески на горных велосипедах.

Исключите каретку, для этого, встаньте рядом с велосипедом, зажмите оба тормоза и поставьте ногу на ближайшую к вам педаль. Если велосипед скрипит, когда вы давите своим весом на педаль, проблема, скорее всего, исходит от вашей каретки. Если вы ничего не слышите, проблема, вероятно, заключается в подшипниках рулевой колонки, ступицах или рычагах задней подвески. Подшипники могут изнашиваться примерно за сезон, особенно если вы живете в сыром или песчаном климате. Как правило в местном магазине велосипедов можно заказать и установить новые компоненты.

Компонент: Подседельный штырь

Тип шума: Скрип

Еще одним распространенным источником скрипа является ваш подседельный штырь, особенно если шум происходит только в то время, когда вы сидите. Чтобы исправить это, снимите подседельный штырь, открутив эксцентрик (если он есть) или ослабив шестигранником болт в его основании, где он входит в раму. Удалите весь песок со штыря и протрите в подседельной трубе чистой тканью, затем, нанесите свежий тонкий слой смазки или специальной пасты, если у вас карбоновая рама. Переустановите штырь и посмотрите, поможет ли это.

Компонент: Система (передняя звезда)

Тип шума: Скрип

Amy Wolff
Amy Wolff

Передняя звезда также может часто создавать шум, но это легко исправить - просто затяните болты по центру звезды, в идеале до нужной крутящего момента, согласно спецификации, если у вас есть динамометрический ключ. Чтобы предотвратить повторное ослабление болтов передней звезды, вы можете нанести на них немного фиксатора резьбы.

Компонент: Рулевая колонка

Тип шума: Дребезжание

Amy Wolff
Amy Wolff

Йозелл предупреждает, что дребезжащий звук может исходить от незакрепленной рулевой колонки, которая может сделать ваш велосипед плохо управляемым или даже опасным. Чтобы затянуть рулевую колонку, сначала ослабьте боковые болты на выносе, а затем затяните верхний болт. Он должен быть достаточно плотно затянут, чтобы стянуть вилку, рулевой стакан, вынос и приставочные кольца, но не настолько сильно, чтобы руль не мог свободно поворачиваться. Как только центральный болт будет хорошо затянут, вы можете снова затянуть болты выноса. Чтобы затянуть все правильно, используйте динамометрический ключ и рекомендованную производителем спецификацию по затяжке в Ньютон-метрах (иногда она даже изображена рядом с рулевой колонкой). Если дребезжание все еще не проходит, отвезите свой велосипед в мастерскую, так как это ваша безопасность и вы не хотите потерять какие-либо детали в середине поездки.

Компонент: Тросики переключения передач

Тип шума: Постоянные щелчки

Если вы слышите постоянное щелки (особенно на некоторых передачах), это может означать, что ваши тросики переключения передач растянулись на столько, что вывели ваш переключатель из "равновесия", заставляя вашу цепь ходить между передачами или тереться о раму переключателя. Во-первых, убедитесь, что ваш переключатель выровнен и что крепление переключателя "петух" не погнут. Затем, если настройка натяжения тросика на вашем переключателе не решит проблему щелчков, вам нужно будет установить новый трос переключения передач.

Компонент: Каретка

Тип шума: Щелчок

Если щелкающий звук не исходит от вашей трансмиссии или педалей (см. ниже), убедитесь, что ваша каретка плотно прилегает. “А если у вас карета типа press-fit (запрессованая), отвезите свой велосипед в мастерскую”, рекомендует Йозелл, поскольку у вас, скорее всего, не будет нужных инструментов для работы.

Компонент: Сквозная ось или с эксцентриковым креплением

Тип шума: Различные

Amy Wolff
Amy Wolff

Шум сквозной оси или с эксцентриковым креплением может быть вызван недостаточной затяжкой. Но если затяжка не исправит ситуацию, то скорее всего, это одна из двух проблем. Скрип или вой, говорит Нанкман, - это признак сухой или грязной оси. Извлеките компонент, очистите его и снова смажьте. Между тем, щелкающий звук может означать, что он треснул или сломался и нуждается в замене.

Компонент: Крепление переключателя "петух"

Тип шума: Щелчок, скрип

Изогнутое крепление переключателя или не достаточно соосно расположено, может вызвать постоянный щелкающий звук при педалировании. Крепление переключателя может быть заметно погнуто или оторвано, если все совсем плохо. В противном случае вам понадобится приспособление для измерения/выравнивания крепления переключателя, чтобы сказать наверняка. “Часто на 12-звездных системах, даже крепление переключателя, которая визуально кажется не согнутым, может быть погнуто достаточно, чтобы сбрасывать передачи”, говорит Нанкман.

Иногда может раздаваться скрип от того, что крепление переключателя трется о раму, на которой он установлен. “Снимите крепление переключателя, тщательно очистите раму и крепление, и нанесите немного медной смазки (предотвращающей прикипание контактирующих металлических частей), на поверхности, которые будут касаться друг друга”, говорит Нанкман. “Также хорошо проверить крепление на наличие усталостного износа, пока оно демонтировано”.

Компонент: Педали и крепления велотуфель

Тип шума: Скрип во время хода педали

Amy Wolff
Amy Wolff

Даже педали могут начать шуметь через некоторое время. Вы можете заметить, что шум возникает при каждом ходе педали. Йозелл предлагает снять педали, смазать их и убедиться, что шайба между педалью и кривошипом целая.

Так же скрип при вращении вполне может исходить от креплений ваших велотуфель. “Если они шумят во время езды, изотонический напиток, такой как Gatorade, иногда может их успокоить”, говорит Нанкман, отмечая, что липкая, сладкая жидкость, оставшееся после питья, может действовать как импровизированная смазка. “Но очистка и обслуживание их смазкой на основе воска будет более верным решением”. Иногда шум означает, что пришло время замены на новые компоненты, но Нанкман говорит, что ему попадались даже новые крепления для велотуфель, которые издавали скрип.

Компонент: Рама

Тип шума: Скрип

Наконец, хотя это гораздо более необычно, чем перечисленные выше проблемы, треснувшая или дефектная рамка также может быть причиной стойкого, таинственного шума, с которым сталкивался и Нанкман. “Долгое время у меня был тикающий/щелкающий звук только при условиях, когда я стоя вкручивал в гору на своем горном велосипеде. В итоге это оказался зажим подседельного штыря (разновидности клина)”, сказал он. “Вообще-то мне нужно было купить новую рамку. Короче говоря, часть рамы, в которой зажимается подседельный штырь, была немного не в соответствии со спецификацией.”

Дефект рамы может быть очень трудно диагностируемым. И это не раз случалось с Нанкманом: “Много лет назад у меня был велосипед, где нижние перья были не совсем правильно приварены к кареточному узлу. Всякий раз, когда на улице было холодно, велосипед звучал так, будто вот-вот взорвется. Я полагаю, что это были два немного разных сплава, и они расширялись или сжимались с разной скоростью. Однажды все прогрелось так, что посадка стала плотной, и шум исчез.”

Пороком рамы также может быть трещина. Особенно трудно найти трещины плетеного волокна в карбоновых рамах. “У меня был клиент, который постоянно жаловался на скрип в рулевой колонке на карбоновом велосипеде”, вспоминал Нанкман. “Мы закончили тем, что буквально разобрали весь велосипед на части, очистили и смазали все, а так же прошлись по раме с увеличительным стеклом, ища трещины на карбоновом плетения. Не смогли найти ничего подозрительного. Шум был меньше, но все же слышался. Парень проехал на велосипеде один раз после того, как мы вернули его ему, и рулевой стакан отделился от верхней трубы после того, как он проехал через лежащий полицейский.” (К счастью, с ним все было в порядке.)

Трещины трудно обнаружить невооруженным глазом. Нанкман сказал, что после этого инцидента, каждый скрип, который вело мастерская не могла точно определить, они относили раму к местному ветеринару, чтобы сделать рентген, просто на всякий случай. Конечно, не каждая мастерская обладает такой возможностью, но некоторые компании, которые ремонтируют карбоновые рамы, также предлагают проверку рам, например "Ruckus Composites" в Портленде, штат Орегон.

Все еще не заем?

“Определить, откуда исходит звук, может быть непросто”, говорит Йозелл. И Нанкман соглашается: “Выслеживание раздражающих звуков может привести в бешенство.” Иногда тщательная чистка и смазка - это все, что нужно, чтобы исправить ситуацию. Но если вы не можете разобраться в проблеме или не знаете, как ее решить, лучше отвести свой велосипед в местную вело мастерскую - они хорошо понимают язык на котором разговаривает велосипед.

____

Источник: bicycling

Перевод: Шитов Максим

Фото: Amy Wolff