Я не знаю, как вы справлялись , когда переживали не самый мирный развод.
Честно признаюсь, сама я справлялась плохо.
Хорошо ещё, что осталась только без мужа.
Зато не осталась без работы.
Как молодого специалиста, мною " заткнули дырку".
Напомню, что в те времена молодым специалистом считался выпускник ВУЗа в течение первых трёх лет работы.
Мне пришлось ездить в маленький кабинет сельской амбулатории.
И отрабатывать ставку врача стоматолога на смешанном приёме.
Как терапевт и хирург.
Если коротко , спасать зубы, по возможности , с помощью пломб или удалять, если такой возможности уже не осталось.
Зарплата мне полагалась , как и всем молодым специалистам, в размере 110 р. без вычета налогов.
После их вычета у меня оставалось меньше ста рублей.
Дорога с работы и на работу требовала дополнительных закалки.
Рейсовый автобус ходил битком набитый.
Требовалось немало усилий , чтобы в него влезть.
Проезд в таком автобусе стоил не пять копеек , как в любом городском транспорте, а пятнадцать.
Учитывая , что в те времена все работали шестидневку, то есть и в субботу, тридцать копеек в день выливались в итоге в ощутимую для моего кармана сумму.
Выкидывать почти два рубля в неделю было жалко.
Поэтому я рисковала добираться с работы бесплатно, на попутках.
Условия в сельской амбулатории оставляли желать лучшего.
В моём распоряжении была только санитарка вместо положенной медсестры.
Инструменты кипятились в большом биксе.
С потолка свисала огромная лампа накаливания, которая светила куда угодно, только не в рот пациента ( спасал дневной свет из окна ).
У окна стояло кресло с нерегулируемым подголовником.
Возле окна - стойка с подвешенным на ней агрегатом на шнуре, который можно было назвать бормашиной.
А у двери красовался рукомойник.
Поскольку водопровод в амбулатории отсутствовал.
Но я не об этом.
Работать в таких условиях, с унизительно маленькой зарплатой, не добавляло оптимизма.
Поэтому ноги принесли меня в городской народный театр.
В советские времена народные театры существовали в любом доме культуры.
В городке , где я жила, был не просто дом культуры.
Это был настоящий дворец.
В местном храме Мельпомены главным режиссером и вдохновителем служила Комарова Лилия Владимировна.
Она именно служила. Преданно и верно.
И то, что я попала в новый для себя мир - это целиком её заслуга.
Лилия Владимировна принимала всех.
С хорошей дикцией или нет.
Старый ты был или молодой.
Красивый ты или ..ты думал, что ты некрасивый.
Любой мог играть в её театре.
Дикция исправлялась.
Внешность преображалась.
А любая проблема внешнего мира переставала иметь значение.
Потому что режиссеру было важнее, как ты , к примеру, ходишь.
- Марина!! - гремело из зала . - Хватит уже решать половые вопросы!!
И Марина отрывала свой взгляд от пола и начинала, наконец, смотреть на партнера. И преодолевать зажим.
Роли, которые доставались мне, не отличались особой индивидуальностью поначалу.
Но зато позволяли хорошо подать костюм.
Например, классический костюм пианистки - антифашистки или форму инспектора детской комнаты милиции.
Но триумф я всё - таки испытала.
За время поездок на работу и обратно успеваешь познакомиться с людьми.
Потому что ездят по маршруту , каждый день, одни и те же.
Так , после премьеры, одна из моих попутчиц сказала :
- Вчера была на премьере нашего театра. Слушай! Такой спектакль! Я даже не ожидала!
- Понравился? - спросила я.
- Очень! А история .. - она начала рассказывать сюжет. - там сначала вышла инспектор детской комнаты милиции ..
- Да это я была. - между делом вставила я.
- Да нет! Настоящая женщина - милиционер! - она даже не приняла во внимание, что я тоже могу там играть. Её не смутило и то, что в течение спектакля я выходила не раз.
- Да я это играла.- опять повторила я.
- Да что ты мне рассказываешь?! - обиделась попутчица.
Я решила больше не настаивать.
Но в тот миг я поняла, что такое - театральное искусство.
Пусть даже в маленьком городке.
Творчество может стать спасительным якорем посреди бурь.
Когда есть реальность, в которой можно понять, что ты важен.
А если важен, то уже легче жить.