Представления древних египтян о структуре человеческой личности - семи оболочках, соответствовало семи уровням существования человека.
Знание о 7 оболочках содержит «Древнеегипетская Книга Мертвых». Языческое египетское богословие существует более 3600 лет. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока основаны на египетских культов, таинств и обрядов.Всем известно так же, что Моисей, создавая свое «Пятикнижие» многое позаимствовал у египтян». Книга мертвых», которую клали в саркофаг умершего считалась главной книгой египтян». Книга Мертвых» включает древнейшие речения из «Текстов Пирамид», речения со стенок саркофагов и речения жрецов заупокойного культа Нового царства. Свод «Книги Мертвых» создавался приблизительно с 2325 по 1700 гг. до нашей эры, а ее окончательная редакция, дошедшая до нас относится к эпохе Саисской династии (663-525 гг. до н.э.). Для египтян было важным сохранить тело усопшего. Считалось если сгниет тело, то и душа не обретет покоя. Именно поэтому тела усопших мумифицировали. У жителя Древнего Египта важным событием было погребение. Вся жизнь древнего египтянина служила подготовкой к великому путешествию в загробный мир. Именно со смертью приходила истинная оценка содеянного за время краткого земного существования, навечно определяющая будущее души жителя долины Нила. Посвящённые Древнего Египта считали, что человек- это многомерное существо, которое имеет семь оболочек, соответствующих семи уровням его существования.
Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.
Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.
По состоянию и виду тела можно судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека является следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.
Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.
Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведения обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия, воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т.п.
Египтяне дорожили сохранностью тела умершего. Более всего они заботились о сохранности головы - "седалища жизни". Обезглавливание и сожжение считались в Египте страшной участью. Не менее отвратительным представлялось быть растерзанным шакалами. Этого желали только врагам богов.
Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царях первых династий (начало 3 тысячелетия до н.э.).
Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах, египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.
Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело. Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками, изготовленными людьми - изваяниями, священными предметами и изображениями в храмах.
Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин "биополе".
Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.
Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.
Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)
После смерти человека его Ка может находится в потустороннем мире, чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-Ка яств и напитков, ладана и проч.)
Уже в гробницах вельмож Древнего царства ставились каменные или деревянные портретные изваяния умершего, которые в случае уничтожения или повреждения его мумии должны были стать пристанищем для Ка умершего. Портретное сходство изваяния было очень важно, чтобы душа-Ка узнала его и вселилась в него.
Боги также имели Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка - по мужскому и женскому аспекту на индивидуально отраженную энергию каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).
Третья оболочка человека (др.-егип. Би, поз/7.-егип. Ба, Бэ)- сущность человека, то, что называют "жизненной силой", душа-проявление, оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют "астральным телом".
Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.
В Древнем царстве считалось, что Ба обладают только боги, цари и первосвященники, то есть великие посвященные.
Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с головой человека. Полагали также, что Ба - это энергия, которая оживляет изваяние или фетиш бога, или мумию (при этом Сах и Ба мыслились связанными тесными узами).
Когда сущность (Ба) отдаляется от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.
Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего, мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.
Ба образует мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.
В "Книге Мертвых" говорится о вселении Ба умершего в божественного золотого ястреба, в птицу Феникс, в журавля, ласточку, овна, крокодила, змею. Боги тоже имели свои души Ба, нередко несколько. Бог Ра обладал даже семью Ба, астральными энергиями семи светил (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Сатурна, Юпитера), Кроме того, планета Марс считалась Ба бога Гора (Красный Гор), Юпитер - Ба Гора и Ба Сета, Сатурн - Ба быка Гора.
Неподвижные звезды и созвездия также рассматривались как Ба богов. К примеру, созвездие Ориона считалось Ба Осириса (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) - Ба Исиды.
Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) - душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие "ментальное тело").
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб - это бессмертная душа.
Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: "ментальное тело" и "сердце". После смерти человека Эб возвращается к своему первоисточнику - Эб бога Осириса.
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.
"Книга Мертвых" (главы 27 и 30) содержат магические заклинания, побуждающие Эб не свидетельствовать на Загробном Суде против умершего.
В процессе мумификации тела в него нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался и над сердцем мумии. Эб-скарабей должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде.
Данная символика иносказательно описывает Эб как Энергию Солнца, ведь скарабей - символ бога Хепри (одна из ипостасей Ра - бог восходящего Солнца).
Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание (ближайшее современное понятие: "причинное или кармическое тело"). Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.
Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.
Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.
Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.
Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает "светлый, просветленный, освещенный, блаженный".
Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ. Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний, - перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки. Дух-Ах есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также собирательная множественность душ-духов инобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).
Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.
Л. Дмитриева - русская писательница, эзотерик провела аналогию современную теорию о 7-ми телах (соотвествующую системе о 7-ми основных чакрах)
1. Физическое тело — Сах — тело человека
2. Эфирное тело — Ку — Ка — энергия — биополе
3. Астральное тело — Би — Ба — Бэ -тело чувств
4. Ментальное тело — Иб — Эб — сознание — сердце
5. Кармическое тело — Эб — душа — причина
6. Вселенская душа — Эб — душа — смысль
7. Вселенский Дух — Ах — дух
Также еще один эзотерик - Валентина Анисимова, она соединила древнеегипетские знания о личности с современными и вот что вышло:
Аура человека не является просто энергией, которая обволакивает физическое тело. Она подразделяется на особенные энергетические слои, так, что каждый слой отвечает за свою функцию и имеет свой цвет.
Первая оболочка (Сах) – его вещественное тело, видимая часть человеческого существа. По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека является следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энерго-оболочек. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках, в конце концов, проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.
Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья, проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, посещение бани с веником, солей натрия,воскурений,
мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и.т.п.
Вторая оболочка (Ка) – представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энерго-двойник человека. Ка – с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, ас другой стороны – Ка неразрывно связано с личностью, индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полусознательное состояние или транс.
Третья оболочка (Ба) – существо человека, то, что называют «жизненной силой», душа – проявление, оболочка подсознания или астральное тело. Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей. Когда Ба отделяется от Сах, последнее впадает в сонное оцепенение. Ба образует мир иной душ и мир сновидений.
Четвёртая оболочка (Эб) – душа – сердце, вместилище человеческого сознания, ментальное тело. Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб – это бессмертная душа. Эб фиксирует запись добрых и злых мыслей человека.
Пятая оболочка (также Эб) – душа – причина или надсознание – кармическое тело. Она ответственная за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания. Именно душа – причина позволяет человеку родиться в определённой семье, роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у неё были связи в прежних воплощениях.
Шестая оболочка (также Эб) – душа-смысл или само осознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознать своё существование, усматривать сокровенный свой смысл жизни. Если душа Эб(сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, то они препятствуют душе-смыслу воспринять бесконечность сознания, как облака мгла препятствуют Солнцу (око Уджат) воспринять поверхность Земли.
Седьмая оболочка (Ах) – дух, часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает «светлый, просветлённый, освещённый, блаженный». Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, он вездесущ. Ах – один на всех.
Источники:
1. https://www.alamjurnal.com/100-semirichnost-cheloveka/ "Семиричность человека", автор Дарвин Велибеков, статья от 2012 г.
2. https://proza.ru/2016/11/19/702, "7 оболочек планеты и человека. Образ и подобие", автор Валентина Анисимова, статья за 2016 г.
3. https://wildkitti13.wordpress.com/2011/07/27/древний-египет-икнига-мертвых-велич/ "Древний Египет и «Книга Мертвых» -величайшая загадка всех времен и цивилизаций!", статья от 2011 г.
4. Бадж У. Египетская книга мертвых. – М.: Эксмо, 2004. – 768 с. (Великие посвященные).
5. Книга: "Египетская "Книга мертвых"", автор Лазарев Е.,
6. Книга: "Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово устремленного к Свету", автор Шапошников А.
7. Книга "Мифы Древнего Египта. Древний Восток: Религия. Мифология. Культура", автор Рак И. В.
🤔Интересной была и концепция души у древних египтян, они верили что душа состоит из 9 частей. О них я поведаю в следующей статье.
Автор - Ирина Верховская.