Семейные истории-8
Успела. Попрощалась с мамой. Порадовала ее в последний денек. Сама и глаза материнские закрыла.
Людей надо звать, соседей. Оглядела дом – а все, до последней тряпочки, из посылок, что маме отправляла. Занавески на окнах, покрывала, накидки. Рубашки, халаты у мамы – все ее, Таино. Всем с мамой делилась.
А отец против, чтобы дочь людей приглашала. Никто никогда у них ни в доме, ни во дворе не бывал. Сами, мол, похороним. Причем тут соседи?
Забор высокий, глухой. Ворота крепкие, калитка всегда на замке. Взяла Таисия топор, сбила замки. Распахнула и калитку, и ворота настежь. Отец не посмел дочь остановить. Крепко Таисия топор в руках держала.
На другой день они с ним подрались. Из-за мешка с сухофруктами. Наталья длинные такие мешки делала. Штанину от старых кальсон заживала с одной стороны. А что? Отстирает. Прогладит хорошенько. Тесемочки готовые на таком мешке. Яблок, груш много сушила. Падалица и та у нее не пропадала.
Вот Таисия и хотела соседке сушки дать, чтобы та на своей плите компот поставила для поминок. Отец увидал, вцепился в мешок. Он в одну сторону тянет:
-Не дам!
Дочь в другую:
-Не ты сушил! Это мамины труды!
Увидала другая соседка. Поняла, за что дерутся.
-Тая! Да, не связывайся ты с ним! Дам я на компот, есть у меня.
Таисия отпустила мешок. Посыпались сухофрукты под ноги.
Соседи всей улицей для Натальи поминки устраивали. Хоть и не жаловалась она, а разве в селе укроешь, кто как живет. Догадывались, что несладко приходится.
Похоронила Таисия маму. Из дома ниточки себе не взяла. Но все мамино, все, что сама ей привозила и присылала, по людям раздала. 1966-й год это был. Четыре послевоенных пятилетки прошли, а в деревне люди все еще трудно жили. Мануфактуры не хватало, во всем недостача.
И с тех пор до глубокой старости тосковала Таисия по своей маме. Просила, чтобы та хоть разочек приснилась ей. Вот запись, сделанная мамой в 2012 году: «А сейчас расскажу тебе, мама, как я живу. Одна уже, мужа похоронила. Помнишь, когда отец приезжал к нам, то потом говорил в Лизиновке: «Тайка живет, как Брежнев!». Плохо же он о нем думал.
Сейчас я одета и обута куда лучше! У меня два зимних пальто, осеннее, два плаща, куртка с капюшоном. Две пары хороших сапог, много туфель и босоножек. Есть одежда, белье. Я вспоминаю, как у нас тобой были одни рейтузы на двоих, все в заплатках. Было больше заплаток, чем того материала, из чего они сделаны.
Вспоминаю, как я пришла с работы, с поля, а ты говоришь: " Вот идет дождь, в колхоз не скажут больше идти. Помой полы у Анны Яковлевны. (Царство ей Небесное!). Она тебе обещала дать простынь. Я сошью платье, и в школу будет в чем пойти".
Дом их рядом с нашим. В доме все барское, красивая мебель. Кресла, которые я видела в первый раз. Кроме простыни она дала мне трех- литровый бидончик простокваши.
Платье мне сшили, а вот покрасить нечем. Надо в Россошь на базар. Денег, конечно, нет. Мы, дети, восемь человек, все такие, как я, 13-14 лет, отправились за земляникой. Километров за 8-10. Насобирали по ведру, пришли домой по темному уже. Начали ее перебирать, готовить на завтра на базар. Удалось поспать полтора-два часа.
Тележку нагрузили, повезли 12 км до Россоши. Там на стаканы продавали. Как обычно, выполнили наказы родительские, что купить. Я краску нашла химическую, то есть чернильный порошок. Мама выкрасила платье. Получилось в пятнах, светлых и темных. А что делать? Через день в школу! Больше одеть нечего. И я была не в худшем наряде.
Вот она, жизнь в детстве и юности... Ничего не было и достать негде. А теперь у меня полный шифоньер. Даже два. Зачем??»
Буду признательна вам за лайки. Для вас - минутное дело, а каналу больше показов дадут! Так же влияют на продвижение канала ваши отзывы и комментарии. Обратная связь с читателями очень важна для автора. Вы вдохновляете, подсказываете, побуждаете лучше работать над качеством текста. Подписаться на канал можно здесь.
Начало семейных историй Предыдущая глава 7
Путеводитель по каналу
Книгу Татьяны Савиной "Поговори с собою у источника" (сборник очерков, эссе, рассказов) читайте на ЛитРес.ру