Найти тему

Проблемы автомобилистов в СССР.

Купить автомобиль мечтали очень многие советские люди. И если в пятидесятых из-за большой стоимости машины, купить могли очень не многие, то в шестидесятые у людей появилась материальная возможность это сделать.

Постепенно в СССР строились новые заводы, и производство легковых машин наращивалось. Но их все равно на всех не хватало. Запись на новую машину была на несколько лет вперед. Больше везло тем, кто работал на крупных предприятиях. На них выделялись определенные квоты. Да и подержанные автомобили купить было не просто, так как расставаться даже со старыми машинами люди не спешили. А уж если и продавали старые машины, то дороже, чем они ее когда-то купили.

Да машина это замечательно. Сколько радости, удовольствия и удобства она приносила. Но и проблем с ее содержанием и обслуживанием в то время было еще больше.

-2

С этими проблемами, конечно, сталкивался каждый, имеющий в то время машину. Даже попасть на водительские курсы в восьмидесятые годы в нашем городе было не просто. Нужно было долго ждать своей очереди. При этом на время поступления на курсы нужно было иметь самому машину, или чтобы она была у ближайших родственников.

Основные трассы между крупными городами были узкими. Обогнать другие машины часто было проблемой. А во многих местах на большой территории даже европейской части страны нормальных дорог не было, или были только грунтовки, по которым можно было проехать только летом в сухую погоду. Зато очень хорошие дороги строились в прибалтийских республиках.

-3

Бензин хоть и был недорогим, но он на заправках очень часто отсутствовал. Отправляясь из Подмосковья к родственникам в Воронежскую область, я брал с собой 2 полных канистры бензина. А уехать от них мог только тогда, когда удавалось заправить полностью бак и эти канистры. Иногда на заправках был бензин, но частник не мог заправиться. Этот бензин был по талонам для государственных машин. На автодорожных картах того времени указывались места расположения бензоколонок. И судя по карте страны, во многих районах расстояния между ними были огромны.

Но главными проблемами того времени для автомобилистов было плохое качество машин и трудности с ремонтом. Моя первая новая машина, которая вначале предназначалась на экспорт, начала ломаться еще на гарантии, не проехав и 1000 км. А вот попасть в автосервис даже по гарантии было не просто. Да и сами автосервисы были не во всех городах. А как доставить машину, которая не на ходу, в ремонт? Хорошо, что иногда выручали автомобилисты-умельцы, которые сами ремонтировали свои машины и помогали другим. Но тут возникала другая проблема: на какого умельца нарвешься, ведь он ни за что не отвечал.

-4

Но даже хороший умелец ничего не мог сделать без запчастей, а с этим была огромная проблема. Самых ходовых запчастей в магазинах обычно было просто не достать. И самих магазинов часто во многих городах просто не было. Даже в автосервисах запчастей не хватало. Поэтому автовладельцы старались при первой возможности закупить дефицитные запчасти впрок, да и старые не выкидывались. А некоторые умельцы благодаря своим знаниям и смекалке восстанавливали старые детали. Практически в каждом гараже всегда скапливалось большое количество нужных и ненужных железяк.

Еще одним дефицитом были автомобильные шины. Они быстро снашивались, а купить их тогда можно было по записи в магазинах или по талонам, распределяемым на предприятиях. При этом можно было очень долго ждать своей очереди и люди записывались заранее. Ну а чтобы дождаться, продолжая ездить, рабочую поверхность шин наваривали, причем, дважды. А ездили советские автолюбители на всесезонных шинах. Большинство автолюбителей о существовании зимней шипованной резины узнали только в восьмидесятых годах.

-5

При таком дефиците, часто происходило воровство как самих машин, так и деталей от них. Колеса, «дворники», стекла, фары – все это снимали за считанные минуты. Вскрывались даже гаражи, особенно деревянные. Многие автолюбители устанавливали на свои машины самодельные «секретки», стопоры, специальные замки, «противоугонки», выключатели «массы». Но часто и это не спасало.

-6

Большие проблемы были с гаражами. Участков для строительства гаража выделялось мало. Материалы для постройки гаража тоже были дефицитом. В семидесятых стали строить вначале одноэтажные, а затем и двухэтажные кооперативные гаражи. Попасть в такой кооператив было проблематично. Строили кооперативные гаражи сами владельцы машин, отрабатывая на стройке определенное количество часов. Деньги, и не малые, собирали только на материалы и привлечение строительной техники. Гаражи были небольшими. В основном 6х3 метра.

Мыли тогда машины люди сами. Автомойки были очень большой редкостью. Мыли на речках, прудах, в гаражах, во дворах. Потом это запретили. Где сможешь не попасться, там и мой.

Так что цитата из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок»: «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», в советское время не соответствовала действительности.

Если нравится, о чем я пишу – ставьте лайки. Если хотите, можете подписаться на канал. Обещаю еще много интересных историй и рассуждений.

Авто
5,66 млн интересуются