Кажется, можно понять, почему до сих пор так ненавидят Бродского «патриоты» – не только потому, что он еврей и посмел стать Нобелевским лауреатом (особенно умиляют реплики: «Ну, какой он великий поэт, читал я его и сразу бросил – ерунда какая-то!») Нет, точно за это же терпеть не могли Владимира Семёновича Высоцкого: ведь один осмелился на окрик судьи: «Вы тунеядец!» – ответить: «Я поэт, думаю, это профессия», – а другой осмеливался писать свои стихи не так, как все, да ещё и пел эти строчки, хотя открыто не велено было! И его тоже не печатали, и не приняли в союз писателей СССР, потому что в советской стране поэт не тот, кто пишет стихи, а тот, кто окончил Литературный институт и кого утвердили в союзе писателей с разрешения начальства. А этих вот начальство запретило. А публиковали только членов союза. Нам, людям обычным, никогда даже не понять, что это такое – поэту нельзя напечатать свои стихи.
Но есть ещё важное отличие, которое отделяло антисоветских писателей от советских – антисоветские в Политбюро на коллег не доносили.
Хотите пример? Когда вышел фильм А. Митты «Как царь Пётр арапа женил», критика пришла в негодование.
Главная претензия противников картины состояла в том, что Александр Митта показал: в России интеллигентным, образованным и порядочным человеком стал нерусский. Конечно, Александру Наумовичу припомнили и его настоящую фамилию: «Зашифровался хитрый Рабинович!» (а стремление срывать псевдонимы пошло и сохранилось от великой борьбы с «безродными космополитами» на излёте деятельности Сталина).
В травлю режиссера включился (или искусно включили, а он не нашёл сил отказаться) писатель, нобелевский лауреат Михаил Шолохов, который написал (а скорее подписал) письмо Брежневу: «Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому». (Замечу в скобках – а ведь какой коварный удар! Этот Митта-Рабинович против советского – да он антисоветчик, он диссидент, а ещё и кино снимает! Гнать его!)
А Шолохов продолжает срывать сионистские маски: «Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ».
И попробуй поспорь, ведь САМ Шолохов сказал, да какие слова: достоинство русской нации, прогрессивные начинания, наш народ!
Попробуй возрази – и ты уже не просто недостаточно патриотичен, ты враг народа! Ведь все ходы помнит старый советский, очень советский писатель, знает, чем пугать начальство и стращать слишком умных художников. И до сих пор всё это продолжается: кто не с нами – тот враг, кто не так думает – предатель!
И все наши споры основываются на железобетонном принципе: есть по любой проблеме два мнения: наше – и неправильное! Фильм этот посмотрели 36 миллионов человек. Практически каждый четвёртый взрослый. И что? Все отравлены ядом сионизма?
А вы говорите: толерантность, точка зрения, дискуссия – путь к истине… Ты лучше слушай, что начальство говорит.