Найти тему

Дизайнер храма Минобороны России: «Не хотелось оставлять секретных посланий»

В прошлом году в подмосковном парке «Патриот» состоялось открытие главного храма Вооруженных сил России — одно из знаковых событий года. Храм спроектирован в монументальном русском стиле, который включает современные архитектурные подходы и уникальные нововведения. Одним из тех, кто работал над оформлением храма, стал 27-летний москвич Виктор Пушкарев – профессиональный каллиграф, шрифтовой дизайнер и художник. Мы поговорили с Виктором о его участии в этом проекте.

Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»
Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»

Как вы пришли к своей профессии? Чем вас привлекла каллиграфия?

Это запутанная история. Я рисую всю жизнь, а дизайном занимаюсь с 2015 года. Образование у меня среднее специальное — «Реставратор произведений из дерева IV разряда». Однако я поступил в университет по направлению «Филология, русский язык и литература со знанием современного славянского языка (сербский)», где посещал занятия по палеографии и церковнославянскому языку – там и рассказывали про пресловутую каллиграфию.

Эту дисциплину я уже проходил в далеком 2007 году в художественном колледже в Сербии, но в тот момент жизни красивое написание букв меня совсем не заинтересовало — каллиграфия казалась мне слишком скучной.

Однако в 2013 году повторное знакомство с ней так сильно увлекло, что я решил бросить университет — прикладного применения полученным в нем знаниям я все равно не видел.

Само искусство красивого написания букв меня привлекает тем, что оно позволяет коммуницировать со зрителем и письменно, и визуально. Один и тот же текст можно написать совершенно разными способами, а зритель будет воспринимать его всегда по-особенному.

Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»
Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»

Как вас выбрали в качестве оформителя храма?

Из-за узнаваемого стиля мои работы часто мелькают на разных сайтах. По словам моего непосредственного руководителя и главного архитектора храма Дмитрия Смирнова, он нашел меня в интернете по ключевым словам «русская каллиграфия». Конкурса не было: он мне просто позвонил и пригласил в студию на проект.

Какая роль вам была отведена в оформлении?

Моя задача в проекте — разработка особого буквенного стиля и оформление каллиграфических композиций на экстерьере храма.

Я разработал шрифт, который является современной адаптацией старорусского каллиграфического письма — вязи. Найденная мной стилистика – во многом уникальный результат переработки и старого, и актуального опыта коллег по цеху.

Несмотря на то, что в основе всех композиций лежит наборный шрифт, в финале каждая деталь создавалась вручную под конкретные архитектурные формы. Проще говоря, по моим макетам проектировали 3D-модели, которые впоследствии вырезались на панелях из архитектурного бетона, а потом все покрывалось медью.

Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»
Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»

Со стороны кажется, что ваши работы в храме — это какая-то причудливая, волшебная вязь. Зашифрованы ли в ней какие-то слова, послания, символы?

Лично мне не хотелось оставлять секретных посланий, ведь сама работа и написанные тексты — это и есть напутствие для будущих поколений. Да, они могут быть сложночитаемы, но в этом и заключается особый стилистический прием.

Что для вас в работе над оформлением храма оказалось самым сложным? Что запомнилось больше всего?

Для меня самым сложным было войти в режим сверхбыстрой работы в студии. Честно говоря, мне не всегда удавалось поддерживать режим и ежедневно сдавать отчеты по проделанной работе, но результат от этого не пострадал.

Это ценный опыт, и такой режим у меня остался перманентным. До опыта работы в студии я бы не смог так организовать свое время.

Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»
Страница Виктора Пушкарева в соцсети «ВКонтакте»

Как вы оцениваете свою работу над храмом? Можете ли вы сказать, что эта работа как-то изменила вас – и как специалиста, и как человека?

Я доволен результатом. Что касается каких-то личностных изменений — тут уже сложно что-либо говорить. Некоторые подписчики меня спрашивали: «Каково это — чувствовать себя увековеченным?». Но ответ очень прозаичен.

Не знаю. Однозначно, храм впечатляет, но мне хочется еще многого достичь в жизни, поэтому я смотрю вперед. Возможности переосмыслить сделанное у меня сейчас нет — должно пройти время.

Если статья вам понравилась, ставьте лайк,  подписывайтесь на мой канал  , чтобы не пропустить следующие материалы. Спасибо, что дочитали эту статью до конца!

#храмминобороны #дизайн #каллиграфия