Вы помните своих учительниц? А много ли среди них было молодых девушек? Вот в моей школе, к сожалению, большая часть учительниц напоминали пенсионерок. Они были старомодными советскими дамами, которым была абсолютно непонятна актуальная на тот момент культура. Я не могу сказать, что они все без исключения были скучными собеседницами. Нет, они были разными и некоторых из них я с теплотой вспоминаю до сих пор, но в целом не хватало в 90-х годах молодых девушек у школьной доски. Что, конечно же, в корне неправильно.
Попробую объяснить, почему я считаю такую ситуацию неправильной. Базовые ценности у нас у всех не меняются. Но мы живём в мире, который настолько стремительный, что даже я в свои почти сорок лет иной раз ощущаю себя жутким стариком. Я очень внимательно наблюдаю за своими детьми и изучаю тот мир, в котором они существуют. Приведу простой пример. Несколько лет назад была повальная мода среди детей на спинеры. Так наша классная руководительница запрещала детям играть в спинеры на переменах.
В чём вред этой безобидной штуки? Чем она может навредить ребенку? Да ничем. Но она непонятна для старшего поколения. А у нас же есть такой стереотип, что раз что-то непонятно, то это надо запретить. Разбираться в детской психологии и моде некогда. Это слишком сложно. Запретил и словно спрятался в домик от проблемы. Только проблема-то не у детей. Проблема у вот таких старых классных руководительниц. Они очень удобны в своём в мире взрослых и скучных людей. Они умеют клепать какие-то дежурные отчёты, но детям они неинтересны.
В моём же понимании педагог это нечто большее, чем человек пересказывающий учебник своими словами. Это человек, чувствующий тех, кого учит. А как можно чувствовать современных детей запрещая им безвредные штуки? Как можно понимать современных детей абсолютно не ориентируясь в их мире? Да никак. Это как раз и говорит о том, что множество учительниц работают по инерции. Им безразличны сами дети. Они больше переживают за отчёты, доклады в свои инстанции и прочую скучную ерунду, которая ну никаким образом не несёт пользы детям. Этот мир взрослых скучных бумаг существует параллельно, но детям он не нужен. Им нужно внимание.
Очень хорошо помню нашу учительницу по английской литературе. После окончания института она уехала в США и проработала там год. Затем вернулась в Россию и устроилась работать в школу. Так вот она была абсолютно не похожа ни на кого из других учителей. И именно к ней на уроки ходить было в радость. Правда технику перевода, которую преподавала она же, я не любил. Но самое удивительное, что она устраивала какие-то чаепития после уроков. Мы приносили с собой печенье и просто собирались у неё в кабинете общаться. Я же с ней обменивался и вовсе книгами. Мне она давала книги Айрис Мёрдок, я ей приносил «Голый завтрак» от Берроуза. Вообразить себе такое с кем-либо ещё было невозможно. Если вы читали Берроуза, то понимаете о чём, я веду речь.
Так вот, на мой взгляд, подобные учительницы должны быть не исключением, а системой. Каким образом завлечь молодого специалиста в школу вопрос хороший, и, пожалуй, ключевой на сегодняшний день. При этом для меня ответ здесь очевиден. Поскольку мы живём в эпоху капитализма то только с помощью денежных средств и можно завлечь молодых девушек в школу.
Кто-то скажет, что у старого человека куда больше опыта в преподавании материала? Да бросьте вы уже эти стереотипы. Пусть на пенсии сидят эти бабушки. Пересказывать учебник дело нехитрое. Куда важнее навык понимания современных реалий и того, что интересно ребенку. Не надо им запрещать телефоны на переменах, не надо им вообще ничего запрещать. Они же не в армию пришли, а в школу. В то место где должно быть не только познавательно, но и интересно. Не тоску должна наводить школа, а вызывать желание идти туда. Школа это не казарма.
И, на мой взгляд, именно молодые учительницы могут простимулировать этот желание. Они лучше ориентируются в современном мире. У них есть свои дети и им понятны потребности таких же ровесников. Для них социальные сети не являются каким-то загадочным злом, а составляют часть жизни. И игрушки им тоже понятны и даже язык. Как бы смешно это не звучало, но даже язык и тот меняется с годами. Так что лично я за то что бы в школах было больше молодых учительниц. Да и мои дети тоже так же считают.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.